В ряду кандидатов на вылет из премьер-лиги «Томь», с учетом всех турнирных нюансов, числится лишь формально.
Дополнительный шанс
— Команде предстоит довольно нервный финиш: матчи с «Локомотивом» и двумя прямыми конкурентами по таблице — «Химками» и «Спартаком-Нальчиком»...
— Да у нас весь чемпионат такой, что не знаешь, с кем проще играть — с «Химками» или со «Спартаком», с «Локомотивом» или, допустим, с «Кубанью».
— Уже понятно, что 32–33 очка — тот рубеж, который позволяет зацепиться за премьер-лигу. Вам нужна одна победа — и вопрос «жизнь или смерть» будет снят.
— Согласен, трех очков точно хватит.
— Ничья в матче с «Локомотивом» вас при этом устроит?
— Конечно. Устроит любой результат, который прибавит «Томи» очков. Оставлять решение вопроса до последнего тура не хочется. Как бы тут правильнее выразиться?.. Страшновато это. Опасно.
— Как считаете, «Локомотив» на своем месте находится?
— Команда прекрасно укомплектована во всех линиях. Если отталкиваться от этого показателя, «Локомотив», думаю, должен быть как минимум в тройке. Но он здорово играет с лидерами и гораздо хуже — с теми, кто ниже его в таблице. Наверное, это проблемы командной психологии, не знаю.
— И дополнительный шанс для «Томи».
— Возможно.
Крестообразная напасть
— В матче первого круга ваша команда забила «Локомотиву» четыре гола — максимум в текущем сезоне. Да и «Локо» ни от кого столько не пропускал…
— Игра так сложилась. Почти все, что создали, — забили, в том числе и «стандарты». Бывают в жизни светлые дни. Мы в тот период вообще были в порядке: «Рубин» уверенно прошли, с ЦСКА на выезде вничью сыграли, с «Химками»...
— Подавляющее большинство тренеров, и вы в их числе, считают этот сезон повышенно травматичным.
— Чистая правда! Мы как начали в феврале с травмы Бугаева, так целый год сами с собой и боремся. От силы сорок процентов матчей «Томь» провела оптимальным составом — тем, который подбирался и наигрывался. Но травмы не очки, их невозможно планировать и учитывать. Тем более что травма травме рознь. «Томь» четыре человека только по крестообразным потеряла, представляете?! А мы в свое время вообще не знали, что это за зверь такой — крестообразная связка.
— Неужто мутируем, Валерий Юрьевич?
— Это очень глубокая проблема, ей нужно диссертации посвящать, а не интервью. В чем причина? В экологии или в физиологии? В том, что на синтетике стали много играть, или в особенностях современного тренировочного процесса? Я не знаю точного ответа. Спросите у Полукарова, у Бородюка — были у них травмы крестообразных? Мениски, колени, голеностопы, растяжения, надрывы мышц — да. Но чтобы крестообразные связки летели — просто исключено! А сегодня это норма. В каждой команде один-два человека подвержены этой травме.
Место имеет значение
— Простейший анализ показывает: по сути, все очки, которых не хватает сегодня вашей команде для спокойной жизни, она потеряла дома. Что за напасть?
— К сожалению, так бывает. Играешь неплохо, с преимуществом, порой буквально подавляющим, а результата нет. Как принято в таких случаях говорить: это футбол.
— Для вас в сложившейся ситуации принципиально — 9-е занимать место или 14-е, тоже спасительное?
— Более чем принципиально. Хотя бы в финансовом плане, не говоря уже о честолюбии. Мы в прошлом сезоне тоже могли 14-е занять, если бы в концовке играть бросили. А мы стали восьмыми.
— «Томь» от соседей по нижней части таблицы отличает тот факт, что у команды положительная разница забитых и пропущенных мячей. А с плюсом, как известно, не вылетают…
— Если бы за разницу еще и бонусные очки начисляли, я бы с вами немедленно согласился. Это, безусловно, важный, но косвенный показатель.
— Стоит ли, на ваш взгляд, дополнительно стимулировать футболистов для решения такой вот приземленной задачи — зацепиться за премьер-лигу?
— Нет. В Томске об этом и речи никто не ведет. Если ты за призовые места рубишься, то все понятно, нужно людей подстегивать. А 14-е место здесь при чем? Другое дело, что есть отдельные значимые матчи, по итогам которых руководство, если считает нужным, повышает премиальные. Но это повседневная клубная практика.