Омари Тетразде ни секунды не сидит без дела. Просмотр видеозаписей тренировок, выписки по каждому игроку, анализ, тактические занятия. Специальные листы бумаги для тренеров, на которых можно чертить графику, в отеле заканчиваются уже на четвертый день после того, как здесь начинают свой первый сбор махачкалинцы. Из двадцати человек, еще совсем недавно приехавших на просмотр, сейчас не осталось никого: после первого же контрольного матча, сыгранного «кандидатами» с «Актобе» (и, кстати, выигранного со счетом 4:2), Омари Тетрадзе принял решение отправить всех «просмотровиков» восвояси, оставив с командой только молодого Илуридзе, сделавшего в том матче дубль. Тем, кто не видел ту игру, такое решение может показаться излишне резким. Тем же, кто смотрел, причины понятны. Как бы там ни было, а новичок премьер-лиги сейчас тренируется своими «контрактными» силами.
И хочется, и колется
— Омари Михайлович, вы уже после первого контрольного матча отправили по домам всю группу игроков, находившихся на просмотре. Шансов на контракт у них нет?
— Все наши кандидаты приехали на просмотр неподготовленными, что не допускается в профессиональном футболе. По моему мнению, не может игрок, который реально хочет заключить контракт, прибыть в расположение клуба с лишним весом или без экипировки. Но это, конечно, первая причина, почему мы всех отослали, — самая веская, но не единственная. Я не увидел в этих футболистах тех качеств, которые необходимы для того, чтобы играть в премьер-лиге.
— Сейчас четко видны два принципа селекции у российских команд: одни усиливаются количественно, при этом приобретая футболистов, которых необходимо доводить до уровня элиты, другие за ту же сумму берут одного-двух игроков, пусть и возрастных, но уже готовых играть. Какой из путей вам больше импонирует?
— Конечно, второй вариант предпочтительнее и комфортнее для тренера, но только в том случае, если у тебя уже есть костяк, который надо просто укрепить. Это самая легкая селекционная задача. Хотя найти качественного российского игрока в точечном порядке сложно. Весь этот процесс даже и сравнивать бессмысленно с другим вариантом — когда надо создавать команду в стесненных финансовых условиях.
— Из тех предложений, которые у вас были на руках и от которых пришлось отказаться по причине этих самых финансовых рамок, о каком более всего жалеете?
— Жалеть пока о чем-то рано, время у нас есть, да и заниматься самобичеванием веских причин не вижу. Конечно, тут как в поговорке — и хочется, и колется, потому что чем быстрее укомплектуешься, тем больше остается времени на полноценный тренировочный процесс. Я тут исхожу из того, что нам в селекции нельзя ошибиться ни в одном игроке. Не те у нас возможности…
— Вопрос легионеров жестко стоит перед «Анжи»?
— Мы можем пригласить легионеров, с этим нет проблем. Но нам нужны российские игроки, и вот тут, несмотря на то что Анталья сейчас — как большой футбольный рынок, все ощущают дефицит качественных предложений. Да и те футболисты, которые предлагаются для просмотра, не скрывают, что если и поедут в Махачкалу, то без особого желания. Самое забавное, что легионерами из дальнего зарубежья этот вопрос поднимается гораздо реже, чем россиянами.
Необходимы семь-восемь хороших исполнителей
— В первый сезон в премьер-лиге, как правило, ставится задача «закрепиться», и под нее перестраивают команду, созидая броню в обороне, жертвуя зрелищностью?
— Многое будет зависеть от того, каких футболистов мы сейчас приобретем. Если говорить о желаниях, я бы, например, хотел видеть команду, которая одинаково хорошо играет как в обороне, так и в атаке. Мечта любого тренера, правда? Стараюсь придерживаться того тактического рисунка, который есть у меня в голове (даже не спрашивайте какой — все равно не скажу), и искать футболистов, которые помогут нам его воплотить. В общем, сейчас главная задача перед всеми нами — штабом и руководством клуба — найти в огромном море предложений именно те, которые нам нужны.
— На какие позиции ищете игроков?
— Нам нужно укреплять все позиции. В идеале необходимо приобрести семь-восемь футболистов высокого уровня. Вот где их искать, пока не знаю. Но кто ищет...
— Какую сумму «Анжи» готов потратить на комплектование?
— Пока никакую. (Смеется.) Как такового определенного бюджета на селекцию у нас нет, все будет решаться шаг за шагом, в зависимости от того, насколько будет интересовать нас то или иное предложение. Президент клуба решает эти вопросы очень методично и достаточно гибко. Остается какая-то надежда на то, что кого-то найдем на просмотре.
На Кавказе не каждый заиграет
— Если не секрет, чем будете руководствоваться, определяя, достоин ли игрок контракта?
— Тем же, что и другие тренеры, — чисто профессиональными факторами плюс еще и учетом ментальности. На Кавказе ведь не каждый заиграть сможет. Даже в первом дивизионе, когда не было такого давления, которое нас ожидает в элите, некоторые футболисты некрепкого характера сдавались, не выдерживали. Для меня как тренера не столько важен паспорт легионера или его стиль игры (латиноамериканский или балканский), сколько именно характер. Поэтому я ставлю задачу перед нашим спортивным директором не просто узнавать о кандидатах общую информацию, но и по возможности составлять представление об их человеческих качествах.
— Речь идет, насколько понимаю, о том, что недавно упомянул в разговоре Юрий Красножан: в нестабильных в финансовом плане клубах много субъективных факторов, влияющих на футбольный процесс?
— Так называемая стрессоустойчивость футболистов очень важна. Конечно, как тренер очень хочу, чтобы нефутбольных факторов не было. Но не все зависит от меня, увы. То есть задержки зарплаты плюс-минус месяц на определенных игроков влияют очень негативно. Бывает, что такие футболисты начинают своим поведением будоражить коллектив, нагнетать негатив. С такими важно по возможности дела не иметь, ну а если уж так получилось, что имеешь, то всегда держать ситуацию под контролем, а это непросто.
— А как это — держать под контролем? Просто избавляться? Вам же принадлежит фраза: «Если в тонне яблок одно гнилое, надо найти его и выбросить, иначе сгниет весь урожай».
— Все зависит от уровня футболиста. Если он стоит больших денег и показывает хорошую игру, но при этом позволяет себе такие вещи, значит, надо с ним разговаривать. Правда, если не поймет после двух-трех бесед, лучше избавить коллектив от его влияния.
— Переход из первого дивизиона в премьер-лигу — это ведь испытание не только для команды, но и для тренера. Вы его чувствуете?
— Сейчас столько работы, некогда тратить себя на анализ внутренних барьеров. Понимаю, во всем нужно перестраиваться, чтобы соответствовать элите, — и игрокам, и тренерам, и болельщикам. Должен остаться тот профессионализм, который у нас есть, плюс к тому мы обязаны развивать инфраструктуру. От этого никуда не денешься. Но на эти вопросы я вот только сейчас от чисто футбольных отвлекся, и то потому, что вы мне их задали. Первична все-таки та игра, которую мы будем в сезоне показывать и над которой уже сейчас надо много работать.
Белек