Прожив пока всего-то несколько месяцев, новый проект Ленобласти добился маленькой победы: те сотни болельщиков, что появляются на матчах, редко уходят с ощущением напрасно потраченного времени. Свои — городские и областные — выступают весело, показывая, что футбол на профессиональном уровне все еще может быть развлечением для самих игроков.
Есть у «Ленинградца» еще одна особенность. Генеральный директор Игорь Левит не стесняется сесть в автобус и провести в нем из трех суток 24 часа. Переживать за своих для представителя строительного бизнеса оказалось самым сильным футбольным впечатлением в жизни.
«Разочарование только одно: ’’Ленинградец’’ не на первом месте!»
— Игорь Михайлович, футбол — столь специфический бизнес, что часто разочаровывает тех, кто вкладывает в него деньги. «Ленинградец», по сути, экспромт. Как вы, как руководитель клуба, оцениваете пройденный путь?
— Футбол — действительно особый вид деятельности, для меня до прошлого лета незнакомый. При этом абсолютно ни в чем не разочаровался и считаю, что футболом можно и нужно заниматься. Им болеют взрослые и дети, его заслуженно называют спортом номер один на планете. Футбольный клуб — тот же трудовой коллектив, просто выполняющий специфическую функцию. А ты, как руководитель, можешь на него влиять. Наш клуб — абсолютно управляемый. Другое дело — команда, как спортивная единица, находится в среде, где уже нет возможности влиять на все. Слишком много внешних факторов, многие из которых субъективны, и их невозможно даже спрогнозировать (травмы, судьи, погода и еще много чего). Но не могу сказать, что столкнулся с чем-либо столь неприятным, что готов отказаться от продолжения. В основном впечатления на сегодняшний момент все позитивные.
— Но вы всегда были футбольным болельщиком. И наверняка читали и слышали обо всяких ужасах, которые творятся в низших российских дивизионах. Смогли все сами увидеть?
— Вы правы, я читаю немало о футболе. И на самом деле в голове обывателя достаточно представлений о неприятных футбольных явлениях, но пока я с ними не сталкивался. Например, самое отвратительное, что есть в футболе, — «договорняки». Их не видел, пусть в некоторых играх ПФЛ «Запад» и было зафиксировано несколько удивительных результатов. То же самое по судьям. «Ленинградец» провел 16 матчей, где-то судейство нам меньше нравилось, где-то было абсолютно нормальным. Не скрою, после пары матчей эмоции захлестывали, что-то казалось несправедливым. Потом подумаешь, пересмотришь — и приходишь к выводу, что это не повод опускать руки. Агенты? Мы сразу приняли решение, что не хотим работать с агентами. Пока все игроки общаются с клубом напрямую. У многих ребят контракты первые, они своими покровителями еще не обзавелись. Считаю, им это не нужно на данный момент. В чем-то агент помочь может, но вполне можно на первых порах обходиться без него. Ребятам интересно выступать за наш клуб, ни с одним из футболистов не было проблем, связанных с заработной платой, — все решалось быстро, почти сразу ударяли по рукам. В общем, доволен я практически всем, кроме того, что идет «Ленинградец» не на первом месте.
— Вы разве могли быть в этом уверены? Команда сформировалась меньше чем за месяц до начала чемпионата.
— Понятно, что тяжело добиться максимального результата в первый же год. С другой стороны, оцениваю наших футболистов по матчам и вижу, что индивидуально мы никому в зоне «Запад» не уступаем. Если бы не шквал травм, который на нас обрушился, уверен, оказались бы в таблице выше. В любом случае я по натуре максималист, поэтому да, недоволен, что мы не идем на первом месте! (Улыбается.)
— Правда, что вы были с командой на всех выездных матчах?
— Правда. Ничего сложного в этом нет. Разве что первый выезд в Смоленск оказался непростым из-за того, что мы туда 12 часов добирались автобусом.
— Простите, и вы поехали на автобусе?
— Да, с ребятами. Тяжело ли? Не сказал бы так, ведь сам я по натуре путешественник, очень много езжу по всему миру. Не испытал физического дискомфорта и сейчас. Другое дело, что дорога нудная, плохая, постоянно какие-то ремонты. Может, немного все это и выбило футболистов из колеи, хотя ехали мы заранее, переночевали на месте, и сразу выходить на поле не пришлось. Так что вряд ли в нашем первом поражении повинна дорога. Я еще пару раз ездил так же, но обычно все же стараюсь отправляться в день игры. Это реально, ведь если мы играем в районе Москвы, то туда долететь не проблема. Если Иваново, Владимир или Муром, то в Иваново из Петербурга тоже есть рейс. Так что лечу обычно рано утром, обратно либо на поезде с командой, либо, как в Великие Луки, сам на машине. Никакого героизма. Наверное, если бы мы играли в ФНЛ, все матчи и не посетил бы — не всегда могу себе позволить уехать из Петербурга на три-четыре дня.
— Тренеры у вас по возрасту не мальчики. Как Рапопорт и Голубев переносят такую дорогу?
— Я в восторге от наших тренеров! Понятно, что та поездка в Смоленск не была приятной прогулкой, но они бодрились и заряжали своим примером футболистов.
«Знакомые на стадионе? Сейчас практически никого!»
— У Бориса Рапопорта в «Ленинградце» словно вторая молодость…
— Думаю, Борис Завельевич и сам определенный кайф получает сейчас. Его команда U-21, которую он тренирует в СШОР «Зенит», выиграла все что можно в городе. А теперь появилась возможность вывести своих выпускников во взрослый футбол да и самому поработать снова на профессиональном уровне. Думаю, для Бондарука и Голубева это тоже интересный опыт — работать в нашем клубе.
— Большие руководители не всегда могут подавить в себе соблазн дать игрокам установку на игру…
— Никогда в голову такое не приходило. Могу с большим удовольствием побеседовать с Борисом Завельевичем — причем мне кажется, он тоже не против — после матча; спросить, почему возникла та или иная игровая ситуация. Перед матчем не спрашиваю у тренеров даже стартовый состав, не то что не захожу в раздевалку. Отдаю себе отчет в том, что как бы я футбол ни любил, все-таки в нем я дилетант и права лезть со своими советами не имею. Точно так же, как не люблю, когда дилетанты начинают давать советы в моем деле мне.
— С футболом мы примерно разобрались. Какими вы видите на данный момент успехи «Ленинградца» в социальном плане? Ведь вы, по сути, пришли на смену «Тосно», проекту, который в плане завоевания аудитории можно назвать неудачным.
— Петербург хоть и футбольный город, но непростой для развития новых команд. Все привыкли к «Зениту», любят его, ходят на него. Я, наши тренеры, наши футболисты не исключение, с детства болели за этот клуб. Можно спорить о формальности лозунга «Один город — одна команда», но именно согласно ему уже долгие годы в Петербурге выстраиваются болельщицкие приоритеты. Другие проекты были, какие-то мне казались удачными, какие-то не очень. Но закрылись в итоге все.
— Какие вы считали удачными?
— Мне казалась адекватной идея создания петербургского «Динамо», не столь важно, при Сергее Амелине или уже после него. Мне кажется, два клуба из Петербурга, пятимиллионного города, вполне могли бы выступать и в премьер-лиге. Остальные проекты были менее понятны, в том числе и то, откуда они возникали, на какие средства существовали и какие цели ставили. «Тосно» было проектом из Ленобласти, хотя так до конца и не ясно, что, кроме названия, связывало его с ней — в составе не было ни областных, ни питерских ребят. Но вот мой сын, например, с удовольствием болел за «Тосно».
— Чем команда его привлекла?
— Не знаю, как-то сразу понравилась команда, ее игра. Он и меня вытаскивал три-четыре раза на стадион. С одной стороны, я не понимал ничего про этот клуб, с другой — с удовольствием ходил. В любом случае жаль, когда клубы закрываются. Тот же «Амкар», у которого была довольно уже длинная история. В немалой степени и то, что случилось с «Тосно», повлияло на мое воодушевление все-таки видеть клуб из Ленинградской области в российском футболе. Есть же команды в Смоленской области, в Иваново, сразу две во Владимирской области — «Торпедо» и «Муром». Ленинградская по потенциалу, считаю, намного сильнее тех регионов, что я перечислил. Когда мы играли два домашних матча в Тихвине (и я хочу большое спасибо сказать администрации, самим жителям города), к нам был проявлен очень большой интерес. Первая встреча с «Чертаново»-2 проходила в хорошую погоду, набился полный стадион, болели изо всех сил. Футболисты получили огромное удовольствие от атмосферы. Вторая игра уже шла под проливным дождем, но все равно количество зрителей исчислялось тысячами. В Петербурге, конечно же, болельщика, который привык уже к шикарному стадиону на Крестовском и еврокубкам, привлечь на матчи второй лиги непросто. Пусть даже и вход бесплатный.
— Долго ли так будет?
— Я, кстати, не считаю, что это правильный путь — заманивать зрителя бесплатным входом. Со следующего сезона все-таки посещение матчей «Ленинградца» станет платным, считаю, что любая услуга должна быть оплачена, пусть и небольшими деньгами. Людей уже сейчас приходит все больше и больше. И если на первых матчах я видел на NOVA Arena много знакомых лиц — человек двадцать из моего офиса и людей из области, которых я знаю, то на последних обратил внимание, что практически никого на стадионе не знаю. Приходят просто любители футбола, которым интересен любой официальный матч, проходящий в Санкт-Петербурге, и жители района Гражданка, где уже хорошо знают о наших матчах. Команда игрой радует, на поле много молодых, все местные. У ребят здесь друзья, родственники, родители. С ними приезжают играть команды из других городов России, в том числе и Москвы, с которой у Петербурга всегда противостояние. Думаю, наш клуб — свежее явление в профессиональном футболе, которое может привлечь болельщика и уже это делает. Пусть зрителей пока не так много — 300, 500 человек приходит, но они все получают удовольствие, и это нас радует.
Потеря имиджа важнее финансов
— В следующем году «Лениградец» останется на Гражданке или появятся дополнительные варианты проведения домашних матчей в области?
— В целом нам нравится на NOVA Arena. Уютный, компактный стадион. Есть вероятность, что будем возвращаться и в Тихвин, поскольку наша команда интересна местным жителям. И потом, на данный момент там единственный стадион в области, который сертифицирован для приема матчей на уровне ПФЛ. Есть еще шикарная база в Рощино, мы задумываемся о том, чтобы вести на ней тренировочный процесс. Если получим на него сертификат, какие-то домашние игры сможем провести и там. Не забываем о Малой арене «Петровского». В области есть также планы по реконструкции арены «Спартак» в Гатчине, работы могут начаться, но к следующему году, думаю, не успеют.
— Не будет лишним спросить: как появился футбольный болельщик Игорь Левит?
— С детства полюбил футбол, сам постоянно играл во дворе. Родители, конечно, были не за то, чтобы я занялся этим на профессиональной основе, но и не были против, если сделаны уроки. Играл даже на «Кожаном мяче» за клуб с Васильевского острова, где и вырос. Более серьезно при этом занимался легкой атлетикой, был спринтером. Скорость немало помогала и в футболе, хотя это, конечно, не главное качество в нем. Болельщиком тоже был, конечно. Помню себя на полупустых трибунах стадиона имени Кирова. Так что «Зенит» в сердце с детства. Смотрю и сейчас по телевизору почти каждую игру, а вот хожу редко. Когда дети пошли в школу, нужно более рационально распределять время.
— Что доставляет кайф в футболе сейчас?
— Очень интересно наблюдать за жизнью команды между играми. Ведь обычный болельщик не имеет возможности видеть все это и практически не имеет об этом представления, приезжая только на матчи. Смотрю по возможности тренировки, понимаю благодаря этому, например, почему тот или иной игрок не попадает в стартовый состав, хотя исходя из фамилии и статуса, по идее, должен быть в нем. Но абсолютный кайф — это когда забивает команда, к которой ты имеешь отношение. Я и так всегда эмоционально реагировал на голы, скажем, «Зенита», но это не идет ни в какое сравнение. Каждый гол «Ленинградца» словно что-то переворачивает внутри меня. Никогда не думал, что так бывает. Никогда бы не подумал, что в этом возрасте буду так волноваться во время матчей.
— Вы сказали, что вы путешественник. Ходите по всему миру на спортивные мероприятия?
— Да, и не только на футбол. Раньше часто по работе ездил в Америку. И даже попадая туда на пару дней, всегда находил куда сходить, благо в Штатах с этим нет проблем. Посещал и американский футбол, и хоккей, и баскетбол, даже бейсбол. Мне, скажем, и австралийский футбол интересен. Достаточно неплохо разбираюсь в этих видах, стараюсь всегда заранее правила изучить. Например, когда учился в Политехническом институте, там была бейсбольная команда, и я в ней тренировался с большим удовольствием. Там было много моих друзей кубинцев, они и организовали все.
— Где было интереснее всего?
— Наверное, все-таки на футболе в Англии. Был примерно на десяти матчах, отдельно не выделю ни один. Но атмосфера совершенно сумасшедшая, даже сейчас. Еще феноменальное впечатление осталось после посещения Супербоула в США. Если говорить о стадионах, то круче нашей арены в Петербурге сейчас сложно что-то найти даже во всем мире.
— Последний вопрос будет серьезным. Ваша команда базируется на молодых игроках, в этом заключается клубная идея. Если кто-то из них попадает в ситуацию вроде той, в которой оказались недавно Александр Кокорин и Павел Мамаев, какая будет реакция «Ленинградца»?
— Моя личная реакция — крайне негативной. Такое поведение недопустимо. Нарушение закона в любом виде должно быть табу для человека. Особенно если это нарушение сделано еще и с таким вызовом к обществу. На таком человеке я бы сам поставил крест с точки зрения общения. Ну а поскольку на сегодняшний момент я руководитель клуба, реакция Ленинградца» была бы точно такой же. Мы ведь еще и работаем над имиджем. У нас молодые местные игроки. Пока что весьма позитивная аура. Мы сразу для себя решили, что нам претят различные теневые истории. И вдруг кто-то из твоих игроков оказывается в телевизионных сводках… Какая разница тогда, сколько он стоит? Незаменимых нет, если только Месси или Криштиану Роналду. Хотя и этих меняют, без них команды играют, как видите. Не желаю ни Кокорину, ни Мамаеву зла, вообще считаю, что им устроили показательную порку. Какой смысл их держать в тюрьме? Пусть отвечают по закону, но можно было ограничиться и домашним арестом. Но я также не понимаю и то, зачем клубам продолжать иметь к ним отношение. «Ленинградец» бы точно поступил иначе. Любой контракт так или иначе расторгается. Вопрос финансовых последствий. Но имиджевые, на мой взгляд, важнее.
Официально
ФК «Ленинградец» основан 31 мая 2018 года в преддверии чемпионата мира в России.
Клуб представляет Ленинградскую область в первенстве России среди команд профессиональной футбольной лиги (ПФЛ). Основу команды составляют воспитанники футбольных школ Ленинградской области и Петербурга. Задача клуба на сезон-2018/19 — формирование крепкой, боеспособной команды, которая в дальнейшем сможет показать себя в соревнованиях более высокого уровня.
Основной домашний стадионом «Ленинградца» — NOVA Arena в Петербурге, два домашних матча «Ленинградец» провел в Ленинградской области — на стадионе «Кировец» в Тихвине. Игра 8-го тура с «Чертаново»-2 собрала 3000 зрителей.
Другие материалы о «Ленинградце» и его соперниках по Западной зоне ПФЛ
Фото: «Спорт День за Днем» (Ольга Кудрина)