В «Боско-клубе» корреспондент «Спорта» обсудил выступление наших баскетболистов в Пекине с генеральным менеджером сборной Сергеем Таракановым.
Выбор небольшой
— Рассчитывать на то, что Россия на Олимпиаде повторит «европейский» успех, было наивно?
— Трудно сравнивать эти турниры. У нас на Европе-то было всего семь человек основного состава, остальные их заменяли. Здесь три из этих семи не были в порядке: травмированный Саврасенко, Моргунов с температурой и Хряпа, который первую тренировку после повреждения провел в Пекине. Были проблемы с игровой дисциплиной. А хорваты и литовцы выглядели гораздо лучше, чем на чемпионате Европы.
— Подготовка была спланирована правильно?
— У меня нет к Блатту никаких претензий в этом плане. График работы напоминал прошлогодний. С учетом травмы Саврасенко даже шли на ухудшение результата в контрольных играх, чтобы наиграть варианты. Ответственности за неудачу никто с себя не снимает. Просто объективно у нас не самая сильная команда. Специалисты понимают, что на чемпионате Европы Россия прыгнула выше головы. Это было приятно и заслуженно. Но спорт — к сожалению или к счастью — не повторяется. Знаете, как на нас тут зуб точили хорваты, испанцы? Отношение к чемпионам Европы было совсем другим.
— Проблема у вас, похоже, та же, что и у других российских команд — ограниченный выбор людей.
— Да, выбор очень небольшой. Все зависит от лидеров команды. Но они тоже бывают в разном состоянии. К тому же, как я уже сказал, возникли проблемы с выполнением установки тренера.
— Что имеете в виду?
— Не могу сказать, что команда пошла вразнос. У нас и в прошлом году лидеры на площадке довольно часто выходили из рамок, предписываемых тренером. Но, несмотря на это, мы побеждали. Никто не может осудить чемпиона. Теперь проиграли — ситуация другая. Я всегда был сторонником того, чтобы игроки, даже самые звездные, выполняли установку тренера. У нас не всегда так получалось. Но и рычагов, чтобы влиять на ситуацию, у тренеров мало. Нет адекватной замены тому же Кириленко.
К Кириленко претензий нет
— Андрей часто шел «своей дорогой»?
— К Кириленко по отношению к сборной претензий нет. Он вел себя эти два года очень достойно, от и до выполнял роль капитана. Но есть еще такие вещи, как понимание баскетбола и своей роли в команде. Возможно, Андрей хочет быть более забивающим игроком, чем в «Юте». Но Блатт требует от него то, что может принести максимальную пользу сборной.
— Руководство команды было готово к неудаче?
— Внутренне к ней не был готов никто. Думали, шансы все-таки будут. Выиграй мы у литовцев, все могло сложиться по-другому. Но 15 промахов со штрафных — перебор. Уступили-то мы семь очков. Не думаю, тем не менее, что выступление на Олимпиаде как-то ударит по авторитету Блатта. Он доказал, что является отличным специалистом. Сейчас сборную ждет смена поколений, многие завершат свои выступления. Готовы играть хотя бы на таком же уровне молодые? Я не уверен.
— До следующей Олимпиады есть четыре года…
— Вряд ли за такой короткий срок что-то принципиально изменится. Дело в том, что молодым российским игрокам надо играть. А они такой возможности в чемпионате не имеют. Возьмем наших соперников на Играх: игроки сборной Литвы — лидеры своих клубов, такая же ситуация в командах Аргентины, Хорватии. Может, Германия в этом плане выглядит послабее. Но у нее есть две ярких звезды — Новицки и Каман, который в качестве центрового «Лос-Анджелес Клипперс» проводит около 100 игр за сезон и имеет контракт в 50 миллионов долларов. Думаю, по составу мы были девятой командой из двенадцати, участвующих в Олимпиаде.
— Вы сторонник того, чтобы давать гражданство новым Холденам?
— Нет, в интересах российского баскетбола нужно прежде всего заботиться о тренерских кадрах, которые работают с молодежью. Талантов у нас много. Но как они развиваются — это беда. Причем устранить противоречие между амбициями клубов и интересами сборной в данный момент сложно. Будь я генеральным менеджером клуба, тоже покупал бы сильных легионеров, хотел бы сделать лучшую команду. Когда поднимутся детские школы, начнут давать резерв, ситуация изменится.
Пекин