Раменский «Сатурн» следует по праву признать вторым ньюсмейкером нынешнего сезона после столичного «Спартака» — пятую команду предыдущего чемпионата в нынешнем году прилично лихорадит. О причинах столь неприятной метаморфозы и надеждах, связываемых с приходом нового главного тренера, «Спорту» поведал генеральный директор подмосковного клуба Борис Жиганов.
Следовало спрашивать строже
— На посту генерального директора клуба вы уже год и три месяца...
— Что-то из случившегося за это время можно отнести к позитивным моментам, а что-то — наоборот. Самое печальное — нынешнее состояние команды и ее положение в турнирной таблице. В прошлом году «Сатурн» занял высокое пятое место, но уже в начале нынешнего сезона, по оценке специалистов и даже по собственным впечатлениями, можно было прийти к выводу: в межсезонье мы сделали что-то не так.
— Как человек, который может и должен влиять на ситуацию, вы готовы в чем-то себя упрекнуть?
— Конечно. Наверное, я пришел на эту должность со слишком добрыми намерениями. Сегодня понимаю, что мне следовало более строго спрашивать с людей, которые отвечали за работу в команде, спортивную составляющую.
— Но разговоры о возможных переменах в тренерском штабе начались едва ли не с первых туров чемпионата.
— Да, и в прессе тогда много писали о том, что в команде все плохо и что необходимы реформы. Вопросы о функциональном состоянии задавали Гаджи Гаджиеву и его помощникам даже сами футболисты. Ответ всякий раз был один: «Ваше дело играть». Губернатор Московской области Борис Громов и я до поры твердо считали, что кредит доверия главному тренеру высок. Однако команда опускалась все ниже и ниже, хотя нас постоянно заверяли, что еще ничего не потеряно, даже перед поездкой на кубковый матч в Нижний Новгород. Кстати, сам Гаджиев на ту игру не поехал, посчитав свое присутствие на встрече с командой из второго дивизиона необязательным. В итоге мы проиграли, а матч этот явился своего рода оценкой деятельности тренерского штаба. Именно после него было решено расстаться.
— Если бы «Сатурн» чуть раньше прошел в Кубке Интертото «Штутгарт» и пробился в Кубок УЕФА, Гаджиев остался бы на своем посту вне зависимости от исхода матча в Нижнем Новгороде?
— «Штутгарт» вовсе не был лакмусовой бумажкой. Решение напрашивалось и могло быть принято в любой момент даже при положительном исходе матчей с немецкой командой.
Хиддинк спросил: «Что вы сделали с Воробьевым»?
— Гаджиев уже после ухода из «Сатурна» пожаловался, что команда не получила зимой достойного усиления.
— Для поиска потенциальных новичков в клубе есть селекционная служба, к ее работе нареканий пока нет. После очередного сбора в Турции мы предложили Гаджиеву изучить и проанализировать предложенный селекционерами список: 35 футболистов, востребованных на европейском рынке (в упомянутом Жигановым списке были действительно интересные кандидатуры, например, нападающий «Депортиво» Хиско, перебравшийся летом в «Ньюкасл», игрок румынской сборной Никулаэ Дикэ или Дарио Цвитанич, оказавшийся в итоге в «Аяксе». — «Спорт»). Но все они были забракованы. В ответ нас просили непременно купить за 4 миллиона евро бразильского нападающего из японского клуба или игроков из российского чемпионата — добротных и даже хороших, но по явно завышенным ценам. Причем интересы большинства из этих игроков представляет одно и то же лицо. Делайте выводы.
— С Гаджиевым в ту пору часто общались?
— На протяжении всего подготовительного периода, искали правильные пути развития команды. Я просил Гаджиева: «Оставьте в первой команде 25 человек и работайте с ними». Прямого несогласия не встречал ни разу, но в итоге мы потеряли время и к закрытию трансферного окна, условно говоря, «лишних игроков» никуда пристроить не сумели. В итоге заявили 32 человека, а Власов и Яшин остались вне заявки. Самое удивительное, что даже те, кто пришел зимой в команду в хорошей форме, постепенно опустились до того уровня, что мы видели в исполнении «Сатурна» летом.
— Можете привести примеры?
— Воробьев. Недавно на базу «Сатурна» приезжал Гус Хиддинк и он спросил у меня: «Почему зимой вы взяли игрока потенциально уровня национальной сборной и в итоге довели его до такого состояния?»
С Дзаккерони остались в хороших отношениях
— Переговоры с Юргеном Ребером вы начали еще весной, а в июне он даже приезжал на сбор «Сатурна» в Австрии. Насколько это корректно по отношению к действующему главному тренеру и команде?
— А что в этом некорректного? Подбор тренера — это такая же работа, как и поиск футболиста. В конце концов, когда мы вели переговоры с Гаджиевым, его не смущало, что у «Сатурна» на тот момент был действующий тренер Владимир Вайсс, а в ситуации с Ребером начало смущать?
— Но разве не стоило как-то оградить команду от этой информации?
— Команда и была от нее ограждена. Да и Реберу до последнего момента никто ничего не обещал — он и сам этого сейчас не скрывает. Кстати, с Юргеном меня познакомили те люди, которые начали сотрудничать с клубом благодаря Гаджиеву. Я даже спросил у них однажды: «Как же так? Ведь Гаджиев вас в клуб рекомендовал». «У вас не клеится, так что наверняка будете нового тренера искать. Это жизнь», — ответили мне. Но серьезных наметок для смены Гаджиева Ребером не было. До определенной критической точки, о которой упоминал выше.
— Почему все-таки Ребер, а не Альберто Дзаккерони?
— Скажу так: чаша весов склонилась в пользу Юргена. С Дзаккерони у нас остались нормальные человеческие отношения. А причина как всегда банальна. Мы оговорили все нюансы, но вмешались так называемые агенты с его стороны, и все рухнуло.
— В таком случае вы должны были быть готовы к тому, что Ребера воспримут скептически. Все-таки его послужной список уступает достижениям итальянца.
— Верю, что у Юргена все получится. Мы довольны его отношением к работе, харизмой, энергией, которую он сообщает и игрокам. Уверен, что мы не ошиблись.
— Как часто общаетесь?
— Постоянно. После нашего с вами разговора он как раз должен подъехать.
— Если не секрет, какие вопросы будете обсуждать?
— Следующий год.
— То есть на следующий сезон Ребер останется вне зависимости от результатов сезона нынешнего?
— Да. Хотя задача на сезон остается неизменной (по информации, полученной «Спортом», место не ниже прошлогоднего пятого).
— Как губернатор Московской области Борис Громов, человек амбициозный, реагирует на неудачи «Сатурна»?
— Естественно, он не удовлетворен положением дел на сегодняшний день. Процесс поиска оптимальных путей развития клуба идет постоянно. Однако было допущено много ошибок. В конце концов, «Сатурн» всего три года как перешел к нынешней форме управления.
— Не опасаетесь, что если «Химки» останутся в премьер-лиге, руководство области может сместить акценты в их пользу? От «Сатурна»-то спортивной отдачи уже который год нет.
— Не опасаюсь.