«Но давеча я слышал, что все выйдет не так. И чемпионом станет “Спартак“, — грустно пел в восьмидесятые легендарный ленинградский рокер Майк Науменко. Для девяностых его песня тоже была вполне актуальна. «Спартак» собирал на постсоветском пространстве всех, кого хотел, и брал одно золото за другим. Больших денег тогда ни у кого не было, но только красно-белые регулярно пополняли свою казну в Лиге чемпионов. В конкуренты им набивались тоже сплошь земляки, за что весь турнир язвительно называли «чемпионатом Москвы». Особенно это было справедливо в 2001–2006 годах, когда из шестнадцати команд сразу шесть имели столичную прописку. Включая сразу два «Торпедо»: лужниковское и зиловское. Конечно, в провинции появлялись футбольные Робин Гуды, совершавшие набеги на Москву, но их энтузиазм быстро сходил на нет. Тот же «Ротор» упустил золото на финише чемпионатов 1996 и 1997 годов, и сразу подозрительно закончились деньги. «Ротор» ведь не был особенным. Как и многие клубы, «сосал» местный бюджет. «Алании» Валерия Газзаева в 1995-м дали столько денег, что хватило на чемпионский титул. Правда, Олег Романцев тогда затеял перестройку состава, и уже к концу лета «Спартак» потерял всякий интерес к чемпионату. Все силы были брошены на групповой этап Лиги чемпионов, где красно-белые выиграли шесть матчей из шести.
Спустя семь лет ситуация повторилась. За одним только исключением: романцевский «Спартак» завалил не только чемпионат, но и Лигу чемпионов (шесть поражений с разницей мячей 1–18). Осечкой бывшего гранда провинция не воспользовалась: еще пять раз титул переходил от семинского «Локомотива» (2002, 2004) к газзаевскому ЦСКА (2003, 2005, 2006), который отличался агрессивным поведением на трансферном рынке. Гонку зарплат выдержали далеко не все: вылетели из элиты герои девяностых «Алания» и «Ротор», а возмужавший «Зенит» думал прежде всего о том, чтобы сохранить лидеров Андрея Аршавина и Александра Кержакова. При Властимиле Петржеле питерцы показывали симпатичный футбол, но «выжали» всего одно серебро — в 2003-м. Сам чех поставил неутешительный диагноз: «Зенит» никогда не будет чемпионом. Когда это случилось, Петржела оправдывался, мол, говорил про догазпромовскую эпоху. Началась она осенью 2005-го, когда Алексей Миллер купил свой любимый клуб. После чего в «Зенит» вкачали столько денег, что трансферы «Спартака» в девяностые и ЦСКА Евгения Гиннера в начале 2000-х показались детской шалостью.
Армейцы в новое время еще держатся на плаву: три титула за последние восемь сезонов (2006, 2012/13, 2013/14). Остальные погрязли в проблемах. «Спартаку» деньги Федуна принесли только новый стадион, но никак не трофеи. Последним был Кубок России — 2003, выигранный при Олеге Романцеве. «Локомотив» дошел до того, что скрестил Анатолия Бышовца и Юрия Семина, которые друг друга на дух не переносят. Через год обоих выгнали, но Кубок России — 2007 — последний трофей «железнодорожников». Несмотря на то что РЖД каждый год поднимает тарифы. Про «Динамо» вообще лучше не вспоминать. Они с 1995-го не пили шампанского. Хотя в свое время один только Алексей Федорычев угробил на «Динамо» кучу денег.
Выходит, они решают далеко не все. Иначе «Рубин» никогда не взял бы два золота (2008, 2009).