• ФьюриписЕц и ФьюрипИсец

    Блог Александра Беленького

    16.10.16 13:32

    ФьюриписЕц и ФьюрипИсец - фото

    Фото: The Sun

    Уже где-то третью неделю подряд я не могу сказать о себе, что я журналист, обозреватель по боксу и т.д., и т.п. Это все в прошлом. С тех пор, как Тайсон Фьюри отказался от боя с Владимиром Кличко, намеченном на 29 октября, затем был пойман на кокаине и, в конце концов, отказался от своих титулов WBA и WBO, я только фьюрипИсец. Для особо сообразительных и безнадежно изуродованных интеллектом, из числа ставящих мне по десять минусов в секунду, уточняю, что этот авторский неологизм образован от слова «летописец», которого они, возможно, не знают, как и многие другие слова. Однако, если они поставили ударение на последнем слоге, ФьюриписЕц, то они тоже по-своему правы, потому что прежнего Фьюри мы никогда больше не увидим.

    Как давний болельщик и добрый знакомый Владимира Кличко говорю об этом с большим сожалением. Я не лицемерю. Слишком хорошо знаю, как Владимир Кличко хотел рассчитаться за поражение от Фьюри годичной давности и сколько для этого сделал. И нет хуже наказания, чем лишить человека возможности отомстить.

    Кто-то фыркнул или мне показалось? Да-да, я видел на одном боксерском форуме еще недавно в голосовалке относительно исхода матча-реванша Кличко-Фьюри вопрос ставился так: «Как Фьюри выиграет в этот раз?» - и предлагалось три варианта ответа: «так же, как в первый раз»; «быстрее, чем в первый раз» и «матча-реванша не будет».

    Я не буду спорить с теми, кто не видел у Кличко вообще никаких шансов в этом так и не состоявшемся бою. Эти люди в большинстве своем искренне считают, что из своих 68 профессиональных боев Владимир проиграл 69, а то и все 70. Что же касается того, что 64 из них он все-таки выиграл – то это исключительно результат коррупции, а к его 53 нокаутам точно приложили руку масоны.

    Как говорил недавно умерший великий писатель Фазиль Искандер, куда более достойный Нобелевской премии, чем только что получивший ее Боб Дилан: «Бесполезно спорить с творцами мифов». Цитирую по памяти, но за точность смысла ручаюсь. Так что оставим мифотворцам их мифы, и да сольются они с ними в экстазе, а в клинических случаях – в оргазме. Можно даже с криками, охами и стонами. Чем бы дети ни тешились, пусть даже оргазмом, лишь бы не плакали.

    Разумеется, если бы у Фьюри хватило пороху на еще один такой бой, как в ноябре прошлого года, победа Кличко не была бы гарантирована. Победа над таким Фьюри вообще никому не была бы гарантирована. Но даже второе поражение было бы в каком-то смысле лучше для Кличко, чем то, что есть сейчас. Проигрывать на пятом десятке никому не зазорно. Значит, просто время ушло. Владимир, скорее всего, оставил бы ринг, свое место в истории он и так уже занял. «Хейтеры» успокоились бы очень скоро, как в свое время успокоились после ухода выдающегося чемпиона из Великобритании Леннокса Льюиса его хейтеры, которых в США были миллионы. А вот когда вопрос навсегда остался без ответа, а так оно, скорее всего, и будет – это дело другое. Это когда ты должен деньги, тебе живется легче, чем тому, кому ты их должен. А когда ты должен месть – ситуация обратная.

     

    Если уж речь зашла о первом бое Кличко и Фьюри, который, похоже, останется единственным реальным, то в нем с украинским чемпионом, на мой взгляд, произошло примерно то, что в 1955 году на чемпионате Европы произошло с будущим олимпийским чемпионом Владимиром Енгибаряном в поединке с поляком Лешеком Дрогошем.

    Енгибарян был великолепным и очень разносторонним мастером. Смотреть его бои – и сейчас удовольствие. Однако тот бой Дрогошу он проиграл. У скрытого левши Енгибаряна был любимый удар – очень нестандартный левый снизу-сбоку, который он часто бил на скачке. Почему-то ему непременно хотелось завалить сильного поляка именно этим ударом, который тот хорошо изучил и к которому подготовился. А Енгибарян гонялся с этим ударом за Дрогошем все три раунда, поляк же тем временем методично набирал очки.

    Все, кто знал Енгибаряна, не могли понять, почему он провел тот бой в такой манере, он и сам не мог это толком объяснить, но урок из произошедшего извлек. В 1956 году на Олимпийском турнире в Мельбурне он встретился с Дрогошем в первом же бою. Уже в начале Енгибарян послал поляка в нокдаун, а потом легко выиграл по очкам.

    С Кличко была ситуация еще хуже. Он проводил бой с Фьюри в том же стиле, который более десяти лет приносил ему только победы, а тут он не сработал, так как Фьюри был еще выше него ростом и к тому же очень быстро передвигался по рингу. Произошедшее было результатом неверной подготовки, а еще больше того, что Владимир не смог перестроиться по ходу боя. Кличко все это учел и собирался провести второй бой с Фьюри в совершенно ином ключе. Думаю, у него были очень хорошие шансы на победу, но вот Фьюри на второй бой не хватило.

    Вместо того, чтобы выйти на матч-реванш с Кличко, Фьюри дал журналу Rolling Stone пространное интервью о себе несчастном. Жалость к себе там воистину была достойна дамского романса, выслушать который не замочив три носовых платка и ближайшую штору до состояния только что вынутой из ведра с водой половой тряпки, было просто невозможно. Но я, циничный, честно говоря, все это интервью свел бы к двум строкам:

    Мне надуло ветром кокаина в нос

    Бедный я несчастный, я пошел вразнос.

    Ах, да. Это по-русски. Можно и по-английски:

    The wind blew coke into my nose

    Poor me, poor me… Oh, I am lost.

    Нет, я, конечно, допускаю, что кокаин в нос Фьюри занесло шальным ветром. Иначе он никогда бы на него не подсел. Сейчас вообще кокаиновые ветры дуют со всех сторон. Хорошо, ну, не ветром, но, в любом случае Фьюри ни в чем не виноват. Виновата жизнь.

    Однако лично мне кажется, что виновата вовсе не жизнь, которая как раз дала Фьюри очень много. Просто он относится к числу людей, которым не так уж много надо, чтобы доказать себе, что они лучше всех. До победы над Кличко, это был боец, который хотел многого. После – не очень даже и боец, которому не нужно было ничего, кроме кокаина. Его программа-минимум оказалась его же программой-максимум. Не помню, кто из боксеров первым сказал, что удержаться на вершине гораздо труднее, чем взобраться на нее, но кто бы ни сказал, он был прав.

    Фьюри удержаться не смог и, думаю, не мог в принципе. Не тот характер. Того же Владимира Кличко не сломили тяжелые поражения, от Росса Пьюритти, Корри Сандерса и Леймона Брюстера, а Тайсона Фьюри сломила его собственная победа. Цель достигнута, а в душе образовалась пустота, которую он попытался засыпать кокаином. Беда, однако, заключается в том, что кокаин только создает видимость, что заполняет эту пустоту, а на самом деле, углубляет и расширяет ее, превращая в бездонную пропасть.

    Сейчас Фьюри обещает вылечиться и вернуться. Может быть, и вылечится, хотя бороться ему, по его собственным словам, предстоит не только с наркозависимостью, но и с маниакально-депрессивным психозом, и я думаю, что изначально был кокаин, а психоз уже стал его производной, а не наоборот. Может быть, Фьюри даже вернется, но это все равно уже будет другой боксер и другой человек, преградить дорогу которому смогут многие. Очень надеюсь, хотя слабо в это верю, что сделать это успеет еще Владимир Кличко.

    Однако все это лишь мечты пожилого юноши, а мало какие мечты сбываются реже. Вариант «ФьюриписЕц» кажется мне сейчас куда более вероятным. А сам я на этом свою работу как ФьюрипИсец заканчиваю и возвращаюсь к более интересным темам.


    Читайте «Спорт день за днём» в
    Подпишитесь на рассылку лучших материалов «Спорт день за днём»