• Футбольная столица

    25.03.11 16:38

    Футбольная столица - фото

    Фото: сайт РФС

    В субботу наша сборная играет в Армении… Я только начал было в связи с этим думать, что в этом году «исполнится» 20 лет моему последнему болельщицкому выезду (он случился в 1991 году, и дело было как раз в Ереване). И вот, будто по заказу, – получил редакционную просьбу «поразмыслить о том, какое место нынче занимает Россия на футбольной карте бывшего СССР».

    Прямой связи тут, конечно, нет. Скорее ассоциации должны выскакивать, как пузырьки в газировке. И создавать одну картину. Вот только надо ли эту картину пытаться загнать – в форму? Пытаться сделать ее – то ли квадратной, то ли прямоугольной, то ли круглой? Ведь в этом случае очень велик риск подогнать задачу под ответ? И футбольная карта в этом случае рискует перепутаться с картой географической… Так что – не буду. Пусть «что выскакивает» – то и выскакивает. Тем более что сам же сказал: матч грядущий ассоциируется с событиями двадцатилетней давности…

    Итак, первое. Является ли нынче Россия такой правопреемницей бывшего СССР, каковой некогда заявила себя в футболе после развала страны? То есть – вот она, Россия. И считайте, что она по силам равна бывшему СССР. Пускай это многим кажется слишком авансовым. Зато и костерить ее не возбраняется «по полной».

    Думаю, что с этой точки зрения можно сказать – да, является. Не стоит моментально путать это с «никто вокруг, кроме нас, в футбол играть не умеет». Умеют. Фокус в том, что как ни сравнивай нас (на уровне сборной или клубов – без разницы) с той же Украиной – все равно вектор западноевропейского внимания будет повернут именно в российском направлении. А реальная сила на сей день – тут дело второе. «Человек есть то, что он ест». «Важнее казаться, чем быть». Не очень правильно, согласен. Ну, так мы же не тратим время на презентации по этому поводу… Оно само так получается. Ну а раз получается – то и пусть.

    Хотя я не стану отрицать, что на уровне сборных Украина вполне себе является нам равным соперником. На уровне клубов лично я считаю самым сильным на сей день постсоветским клубом донецкий «Шахтер». Многие наработки наших географических соседей (вроде приглашения Коллины на пост главного футбольного судьи страны) вполне достойны того, чтобы обратить на них внимание и у нас тоже. Тут нет противоречия. И в советские времена были периоды, когда главенство того же Киева было бесспорным. Ну и что? Российские клубы «громче». В Европе их (я не беру голое число, я беру количество тех, на которые обращают внимание, а не отмахиваются от них) – больше. Игру между ЦСКА и «Зенитом» в Европе станут смотреть охотнее, чем матч киевского «Динамо» и «Шахтера». Тут дело и в телевидении, конечно, врать не буду… Однако все равно Россия в данном случае является паровозом. Примерно как в советскую пору долгое время сильнейшим клубом (базовым для сборной) было киевское «Динамо», а сборная играла в Москве. Неважно, почему. Пока это так – имеет смысл говорить о том, «кто главнее».

     

    Другое дело (и это тоже вполне ассоциируется с тем, «как это было тогда»), что наши географические соседи меньше, чем раньше, зациклены на том, чтоб «что-то доказать русским». Они – киевляне и дончане – самодостаточны. Ровно так же это было и в СССР… И это есть хорошо.

    Чем отличается нынешняя карта от той, советской – так это тем, что в остальных респуб­ликах все же нет «клубных геройств». Да, слово «Бунедкор» выучили все. БАТЭ (с другого бока) – тоже. Но все равно это не есть ни «Пахтакор», ни минское «Динамо» (признаюсь честно, ни одна команда с территории СССР не доставляла мне своей игрой такого эстетического удовольствия, как минчане образца 1982 года). Я помню тбилисское «Динамо» советской поры – это вообще волшебство было. «Арарат» (если уж речь об армянах пошла) 70-х годов… Ничего подобного сейчас нет. «Жальгирис» Зелькявичюса (пускай не обижаются на меня болельщики рижского «Сконто») – сильнее кого бы то ни было дал моим ровесникам представление о прибалтийском футболе…

    А может, вообще не надо так уж зацикливаться на том, что было? Помнить – надо. А зацикливаться – нет. Иначе ведь читающая эти строки молодежь, не видевшая, к примеру, на поле Кипиани (и в том, согласитесь, совсем не виноватая) – упрекнет (а может, даже и резонно?) меня в некоем старческом нытье: мол, понятное дело, раньше вода была мокрее и девушки моложе. Может, и не надо.

    Но тогда, согласитесь, следует признать и то, что мир становится более космополитичным, что ли… В Прибалтику два часа лететь. А в Вену – два с половиной.  Длинный шенген, все дела… Дети говорят по-английски – и никого этим не удивить. И в связи с этим встает вопрос: а надо ли вообще рисовать карту СССР и чего-то там придумывать? При­знаем просто, что выходцы из империи (неважно, Молдавия это или Средняя Азия) – говорят (как правило) по-русски. И в связи с этим – их адаптация в наших клубах проще, чем для бразильцев, к примеру… Признаем – и выйдем на вопрос: «А является ли чем-то обязательным обязанность болеть за наших географических соседей?»

    Отвечу за себя. Для меня иногда – да. А иногда – нет. То есть, если что-то такое ностальгически «бьет по мозгам» – болеешь. А нет – так и нет. На уровне обязательства – нет. Но дают себя знать почти полсотни прожитых лет. Большая половина которых  как раз и прожита в то время, когда рижское взморье казалось «самой заграничной из всех доступных заграниц». А так – не обязательно, конечно. Будь я помоложе, наверное, и не парился бы по этому поводу. И не видел бы в этом ничего плохого. Вот, к примеру, играла бы Голландия с Украиной. И побежали бы вверх пузырьки того шампанского футбола 1974 года разлива, когда Ринус Михелс с Кройффом и Неескенсом свел с ума весь футбольный мир. И я бы вспомнил свою первую футбольную любовь – и поди пристань ко мне с «географическими соседями»…

    А сколько тех, кто уже много позже (неважно, по каким причинам) выбрал себе команду-мечту. Клуб это или сборная. «Здесь» это или «там»… Как же их-то заставишь? Если они и за российские клубы порой не болеют? А смотрят, примеру, лишь «Барселону»? Или «Манчестер Юнайтед»?

    Границы стираются. И телевизионные в том числе. И сейчас ты можешь смотреть по «ящику» (или в интернете) в сто раз больше, чем видел раньше. Когда один (редко – два) матча своего чемпионата были нормой. А Беста ты мог видеть, только если Северная Ирландия становилась соперником по группе. Да и то не факт, что мог. Бывали же и травмы, правда? Может, оттого как раз впечатления были более ядреными, что ли? А не только потому, что ты был молодой и границы были закрыты? И в том, что мы сейчас мало знаем о белорусском (к примеру) футболе нет никакого чванства или глорихантерства,  а дело в том, что этот чемпионат не является лакомым телепродуктом для большой Европы? И мы его просто не видим? А дальше опять – «человек есть то, что он ест»?

    И все же – говорить об этом надо. Из-за грядущего матча. И из-за грядущего (не забыли, в рамках какого турнира этот матч играется?) Евро. Там все равно «пойдут пузырьки». Все равно многое вспомнится… Неважно, что разговор может быть «размазанным», сбивчивым… Собирай впечатления. А что прорастет – то и пусть. Говорить не будешь – все вообще зарастет. А вот это уже точно будет плохо. И не только (и не столько) по-футбольному…


    Колонка Юрия Розанова из еженедельника «Спорт день за днем» №10 (23–29 марта 2011 года)


    Читайте «Спорт день за днём» в
    Подпишитесь на рассылку лучших материалов «Спорт день за днём»