Самая крутая история выходных — не про «Спартак», возвращающий 90-е на томском морозе, и даже не про «Краснодар», где пресс-атташе зачем-то похлопал вопросу из зала, который был обращен к тренеру идеологического для Сергея Галицкого соперника. Самая крутая история случилась в ФНЛ.
Матч «Луч-Энергии» и «Кубани» был перенесен на несколько часов из-за того, что поле было белым, как зарплата в Сингапуре, и состоялся только потому что болельщики вызвались расчистить газон. Самое удивительное, что на трибунах в итоге собралось всего 500 человек - то есть едва ли не каждый из пришедших принял участие в спасении календарной игры.
Я на полном серьезе считаю, что это восхитительно. И вот почему.
Во-первых, в том, что в расчистке поля приняли участие болельщики, нет ничего плохого, и не совсем правильно винить руководителей разговорами в стиле: «Платят гигантские зарплаты, а нанять дворников не могут». Миллионы в ФНЛ платят в основном в воображении тех, кто так говорит и при этом не интересуется лигой, а снег — он везде снег, это везде чрезвычайное происшествие. В начале прошлого года снегопад едва не сорвал матч третьей немецкой лиги между не испытывающим никаких проблем с деньгами (достаточно сказать, что клуб спонсирует Porsche) «Зонненхоф Гроссаспахом» и «Унтерхахингом», но на созданный клубом через Facebook призыв помочь в расчистке снега в течение пары часов откликнулись почти сто человек. Поле они убирали вместе с игроками «Зонненхофа», которые вышли с лопатами в полном составе. Помимо того, что матч был спасен, игроки получили внеочередное мероприятие по тимбилдингу, почувствовали себя ближе к болельщикам, а каждый из фанатов получил за работу по два бесплатных билета на игру. Основная организационная проблема наших клубов из провинции в том, что все — и болельщики, и футболисты, и тренеры, и функционеры — живут с мерзким ощущением ненужности. Игроки «Луча» в эти выходные увидели, что они важны людям, за которых нужно играть, которых нужно благодарить своей игрой. Да, их всего 500, но чем лучше ты будешь играть — тем быстрее их станет больше.
Второй момент тоже связан с количеством людей на трибунах. По факту болельщики спасли матч, который исключительно сами и посмотрели - получился такой футбольный ресторан самообслуживания. И это очень важно, ведь, похоже, только так в российских болельщиках появятся элементы а) сознательности — они на деле поймут, почему и как важно помогать любимым клубам; б) осознания — кроме них их любимые клубы в нынешнем состоянии никому не нужны.
Потом уже появится желание покупать майки и понимание того, что клуб на этом зарабатывает и за счет этого развивается. Потом вырастет посещаемость. Потом придут инвесторы — не российские, так зарубежные, если будет видна перспектива. Потом у конкретного провинциального клуба вырастет уровень игры.
Все это будет потом, но для начала именно для болельщиков важно подойти на стадион и расчистить снег. Расчистили снег — есть игра, и команда обязана благодарить фанатов за что, что те настолько круты. Не расчистили снег — нет игры. Не расчистили снег дважды подряд — огромный штраф. Не расчистили снег трижды — команда снимается с соревнования и не допускается выше любительского уровня, потому что кому она вообще тогда нужна, если даже собственные болельщики игнорируют ее проблемы? Расчистили поле наполовину, как в Брянске — хм, ладно, на один тайм команды можно вывести. А потом отменить игру.
Болельщикам из провинции важно понять, что сверху их сложности не решат. Обладминистрации с удовольствием отправили бы клубы с бюджета региона в Вальхаллу, а письма президенту страны — самое смешное из того, что можно сделать. Если что-то и изменится во Владивостоке, Саратове или Калининграде, то только снизу, и расчистка снега — радикальный, но доступный пример для понимания этого.
Похоже, только вечная зима спасет наш футбол.