Герман Семенович Зонин, которому на днях исполнилось 89, работал тренером в Бирме, ворошиловградской «Заре», сборной СССР, «Зените», ростовском СКА, тбилисском «Динамо» и везде доказывал, что главное для успеха не деньги, а качество труда. Его размышления о патриотизме, профессионализме пригодятся тем, кто мечтает сделать наш футбол лучше.
Футбол во дворе и условия для тренеров
Приветствую изменения в нашем футболе. Взят курс на патриотизм, воспитание своих кадров. В премьер-лиге осталось два иностранных тренера — в «Крыльях Советов» и в «Зените». Но Виллаш-Боаш работает так, что его тоже можно домой отправить. Футбол мы поднимем тогда, когда вернем такое явление, как дворовый футбол, и тренерам создадим условия, чтобы они не бедствовали.
Раньше в каждом районе были всегда педагоги-организаторы, они составляли планы, находили мальчишек, увлекали их. Благодаря этому меньше беспризорников на улицах было. Потом все это забросили. Понастроили вот искусственные поля. Но они бесхозные порой: и курят там, и пьют, и грязь.
Дворовый футбол — важное условие формирования игрока. На улице мальчишка может делать то, что хочет сам, совершенствовать приемы, которые ему нравятся, а не только выполнять указания тренера. Так формируется индивидуальное мастерство. Его тебе никто не подарит. Посмотрите, наши футболисты бить по воротам не умеют. Мяч от них отлетает на пять метров. Левая нога у них словно в финскую войну отморожена. Головой не бьют — они ее подставляют. Или стараются избавиться от мяча, переложив ответственность на другого. Это от отсутствия уверенности. Во дворе, как правило, другая картина: кто-то заигрывается, ни в какую не хочет отдавать мяч. Так формируется техника.
«Зенит» создал академию с филиалами во всех районах. Но отдал ее на откуп голландцам. А голландский футбол где сейчас? Сам едва жив. Тренерам иностранным платят огромные деньги, а кого они выпустили? Никого.
Раньше, когда я работал тренером в школе, были киноленты, в которых лучшие футболисты демонстрировали технические приемы. Водил на сеансы всю команду, потом сидели, обсуждали. Надо же доводить информацию до ребят, объяснять им. Возьмите того же Пеку Дементьева, знаменитого питерского игрока. Как он сделал из себя футболиста? Да потому что всю жизнь был с мячом! Сейчас этого нет. Мне тут рассказали. Пришел в школу на тренировку Спаллетти, бывший тренер «Зенита», и говорит: почему у вас мячей на поле так мало? Денег нет? Поднял на руки какого-то мальчишку, а тот ему: «Ну что, плешивый, проиграл с “Зенитом“, вот тебя и сняли!»
Кто так детей воспитывает? — хотел бы я спросить. Разве так можно? Хорошо, что Спаллетти русский язык не успел выучить.
Нельзя все время жить чужим умом
Раньше мальчишки преданнее футболу были. С утра до вечера с мячом не расставались. Жрать нечего — яблок нарвут, еще где-то что-то — и дальше бегали. Сейчас развлечений больше. Футболом надо уметь увлечь. В Ленинграде в пятидесятые годы не всегда была возможность найти место для тренировок. Я брал ребятишек, мы бежали от стадиона имени Ленина, который тогда реконструировали, до стадиона имени Кирова, там проводили занятия на асфальтовой площадке возле касс. Был интерес!
Тренер должен знать, чему он учит игрока. Неправильно объяснишь какой-нибудь прием, не проконтролируешь выполнение — потом не переучишь! Напротив моего дома спортивная площадка. Уговорил власти построить вместо автостоянки. Там прекрасные тренажеры, искусственный газон, хорошее ограждение. Ребята из футбольной школы приходят, занимаются. Я им объясняю, как надо останавливать мяч, делать передачу, бить головой. Так они даже в белые ночи в футбол играли! Днем времени не хватало.
Жаль, тренеров в стране мало. Да, в Москве обучают, дают лицензии. Но эти тренеры потом не могут найти работу, надо очередь длинную стоять. Когда-то в нашем футболе пришла мода на иностранных наставников, «Зенит» пригласил чеха Петржелу. И пошло-поехало. Конечно, в этом был и резон — перенимать чужой опыт никогда не зазорно. Но надо вдумчиво относиться к приглашению специалистов из-за рубежа. У нас стали звать всех подряд, чуть ли не во все клубы. Денег дадут — и довольны.
Надо же смотреть, чего тренер добился, ставить перед ним конкретные цели и задачи. Я, когда приехал в Бирму, поднимал там весь футбол — и молодежную сборную, и главную. Сделал их чемпионом Азии. Работал как вол! Занимался, говорил, объяснял, лекции читал. То же самое должно быть здесь. Пригласили иностранца — пусть он учит, передает опыт. Нельзя все время результатами чужого труда пользоваться. Иностранец, приглашенный в клуб, должен оставить след. Что оставил после себя Капелло? Ничего. Я, где бы ни работал, выпускал методические пособия, читал курсы, проводил семинары. В Бирме дошло до того, что студентам в вузах предлагали тему сочинения: «В чем секрет успеха русского тренера Зонина» (смеется).
Порой легионеры просто сосут из наших клубов деньги, ничего не делают. Посмотрите на футболистов: пришел, контракт подписал, поиграл полгода, а потом «тачку возит», как наши. Не бежит от усталости. Потому что деньги устал считать. Как только экономическая ситуация в клубах изменилась — сразу потянулись домой. Это ли не потребительское отношение? А ведь мы, приглашая в команду иностранца, лишали возможности играть в ней нашего футболиста.
Набил Слуцкий шишек — и вот результат
Я принимаю экзамены в Северо-Западном центре лицензирования тренеров. Не хватает знаний у тех, кто приходит в профессию. Начинать надо с анатомии, физиологии, психологии. Потом уже специальная подготовка. От руководителей клубов требуется одно — доверять тренерам. Не может тренер ничего построить за год. Вот в «Тосно» работал хороший специалист. Так руководители ему, говорят, во время матча звонили: делай то, делай это. Как так можно? В Казани решили Билялетдинова снять, а он поднял «Рубин» в прошлом сезоне. Гончаренко сбежал из «Урала», потому что там президент в работу тренера вмешивается. В ЦСКА Слуцкому дали набить шишек — и вот результат, человеку доверили сборную России! Это патриотизм не на словах, а на деле.
Слуцкий, кстати, позвал в помощники Балахнина. Он играл у меня в Ростове. Всегда благодарит при встрече: «Герман Семенович, вы такой авторитет, все нам объясняли, показывали!» Бердыев каждую тренировку за мной записывал, когда играл. Как и Садырин. Морозов увез Лобановскому все мои конспекты. Всегда рад дать коллегам совет. Спаллетти как-то ко мне подвели, спрашивают: какие, Герман Семенович, у вас замечания по игре «Зенита»? Говорю: «Лучано, посмотри фильм “Фронт без флангов“». У него же команда играла совершенно без флангов!
Я когда-то в итальянском Коверчано, футбольной Мекке, читал лекции лучшим тренерам Европы. Слушали внимательно. Тренеру, который много работает, добивается результатов, всегда есть что сказать. В тот момент я был горд за свою страну.
Проект реализован на средства гранта Санкт-Петербурга