Чем ближе восемнадцатый год, тем с большим интересом я смотрю на любые крупные турниры. Разглядывая в деталях подготовку, антураж, инфраструктуру. И первым делом — игру команды, которая представляет страну-хозяйку.
Через год во Франции все будет отлично, уверен. Дело не только и не столько в недавнем успешном опыте трехцветных. Кубок мира-98 свеж в памяти, но отталкиваться оргкомитет, мне кажется, будет уже не только от него. Тот мундиаль был семнадцать лет назад. Для сегодняшней жизни с ее неотвратимо ускоряющимся темпом — все равно что в каменном веке.
Франция начала жить Евро-2016 загодя. Еще в прошлом сезоне Лига 1 перешла в разгар сезона на новый официальный мяч чемпионата, осознанно сделав это за неделю до официальной презентации Brazucа — мяча, которым сборные играли в Бразилии. Оранжевый мяч означал переход всего французского футбола на новое время — то, что осталось до домашнего первенства континента. Это означало ввод новых стадионов — построенных с нуля или реконструированных, как «Велодром». Более высокие требования к телевизионному показу. Замедлившийся отток лучших молодых игроков за границу. И, как следствие — футбольный бум.
Самой посещаемой командой сезона 2014/15 стал «Марсель» - в среднем на его матчи ходило по сорок с половиной тысяч зрителей. На другом полюсе — «Монако», собиравшее по пятнадцать тысяч условных зрителей за игру. По сравнению с прошлым годом — прирост более двух тысяч болельщиков на каждом матче чемпионата. В следующем сезоне эта цифра должна еще подрасти. Такой вот симпатичный разгон, вызывающий зависть в чистом виде.
***
Но до Франции и Евро-2016 еще ровно год. А вот Кубок Америки проходит как раз в эти дни и дает полное представление о том, что может дать турнир стране-хозяйке и что сборная этой страны должна показать и под каким прессингом оказаться.
Чили не самая богатая страна в западном полушарии. А Кубок Америки не самый грандиозный турнир — если говорить о требованиях к инфраструктуре, организации и прочей протокольно-правовой сфере. Национальный стадион в Сантьяго, на котором играет чилийская сборная был построен в тридцатых годах прошлого века. Судя по телевизионной картинке — классический южноамериканский стадион-чаша, без крыши, без большого количества бизнес-лож и со стоячими местами. С полицией, встающей в плотное кольцо оцепление по всему периметру беговой дорожки. Смотреть на все это и пытаться использовать их опыт для Кубка мира-2018, возможно, стоит. Но каким образом — вопрос. Это не Франция, куда наш оргкомитет должен поехать — чтобы понаблюдать, изучить, взять что-то на заметку. Это Чили. Где инфраструктура вторична по сравнению с футболом. Где главное страсть и атака, а все остальное вторично и неважно. Может быть даже и результат.
Чили этой ночью играла с Мексикой. И это был лучший пока матч турнира. Дело даже не в том, что все закончилось по боевому 3:3 и каждый из забитых мячей был зрелищен.
Сборная Чили играла сердцем. Это был фантастический футбол в исполнении команды, от которой не ждут победы на домашнем Кубке Америки. От нее ждут демонстрации чести и радостного послевкусия от игры.
***
Я много где был и многие матчи видел. Но никогда прежде не доводилось слышать, как весь стадион поет национальный гимн после того, как организаторы выключили музыку. Есть регламент — первый куплет гимна и баста. Регламент учли, а стадион решил допеть гимн до конца.
Объединить бы французскую организацию и чилийскую страсть.
Тогда бы чемпионатом мира-2018 точно можно будет гордиться — во всех отношениях.