Выход в полуфинал Лиги Европы лондонского клуба, ранее звезд с неба не хватавшего, удивил болельщиков всей Европы. Впрочем, у 62-летнего Роя Ходжсона, возглавившего команду в конце декабря 2007 года, это достижение не единственное.
Скромный «Фулхэм», не выигрывавший за свою 131-летнюю историю ни одного трофея, оказался в нынешнем году в центре внимания. Клуб, владельцем которого с 1997 года является египетский толстосум Мохаммед Аль-Файед, с заметным трудом выбравшись из группового турнира Лиги Европы, поочередно расправился с обладателем Кубка УЕФА донецким «Шахтером», итальянским «Ювентусом» и обидчиком казанского «Рубина» немецким «Вольфсбургом». Теперь в полуфинале его ждут непростые встречи с «Гамбургом», сверхмотивированным тем обстоятельством, что финальный матч еврокубка пройдет 12 мая на его родной «Арене». Но англичане вряд ли сдадутся без боя, тем более что ответный поединок они проводят дома, а на «Крэйвен Коттедж» клуб в еврокубках еще ни разу не проигрывал.
Историю «Фулхэма» можно коротко охарактеризовать как «борьбу за выживание». Созданная двумя священниками команда довольно быстро обрела профессиональный статус и первое время выступала очень успешно, дважды выиграв чемпионат Южной лиги. Благодаря этим достижениям, «Фулхэм» в 1907 году включили в состав футбольной лиги, в низших дивизионах которой он и бултыхался до прихода к власти Аль-Файеда. Кстати, председатель совета директоров «Фулхэма» Генри Норрис, сам того не желая, оказался причастен к созданию лондонского «Челси». Когда бизнесмен Гус Мирc предложил ему перевезти команду на стадион «Стэмфорд Бридж», Норрис отказал ему, посчитав, что купленный в 1894 году «Крэйвен Коттедж» не так уж и плох. Тогда Мирc создал собственный клуб, и с тех пор «Челси» считается самым заклятым противником «Фулхэма», а матчи между ними, получившие титул «западного лондонского дерби», проходят в невероятно накаленной обстановке.
В 1960-е годы клуб стал известен благодаря прекрасной игре полузащитника Джонни Хейнса, проведшего за «Фулхэм» 657 матчей. Он стал первым английским игроком, зарабатывавшим в неделю 100 фунтов, 52 раза выступал за сборную Англии, но после автокатастрофы 1962 года уже не привлекался в состав национальной команды. В конце концов автомобиль все же погубил одного из лучших английских игроков XX века: в день своего 71-летия Хейнс, находясь за рулем, перенес кровоизлияние в мозг, вылетел на встречную полосу и столкнулся с грузовиком. Впрочем, еще до столкновения легенда «селян» была мертва. Теперь одна из трибун стадиона «Крэйвен Коттедж» носит его имя.
В 2001 году команда выбралась в премьер-лигу, досрочно выполнив поставленную новым владельцем задачу попасть в элиту в течение пять лет, и с тех пор пребывает в числе лучших английских клубов. Правда, большинство сезонов «Фулхэм» провел абы как: его лучшим достижением стало 7-е место в первенстве 2008/09 годов. Но это уже заслуга Роя Ходжсона.
Подвижный диктатор
Ходжсон — единственный английский тренер, проведший большую часть своей карьеры за пределами Британии. Сэр Бобби Робсон, плодотворно поработавший в Голландии, Португалии и Испании, считался более удачливым конкурентом Ходжсона, но его смерть положила конец этому негласному соперничеству. Возможно, хорошее знание наставником нюансов европейского футбола и помогло «Фулхэму» так далеко продвинуться по сетке Лиги Европы.
Впрочем, это не единственное достоинство Ходжсона, которого сегодня называют в числе вероятных преемников Фабио Капелло на посту тренера национальной сборной. И хотя сам Ходжсон публично говорит, что команде в 2012 году, скорее всего, понадобится более молодой наставник, он не отрицает такой возможности.
Большеносый, приветливый Ходжсон, старательно избегающий публичных эскапад, виртуозно ставит командную игру вне зависимости от наличия в команде капризных звезд. По знанию тактики футбола он, несомненно, входит в число лучших специалистов Старого Света, и неслучайно шотландец Энди Роксбург охотно привлекает его в число экспертов УЕФА, работающих над техническими отчетами на таких крупных турнирах, как чемпионаты Европы.
К сожалению, достижения Ходжсона за пределами Британии меньше всего учитывались при подборе кандидатур на пост тренера клубов местной премьер-лиги. В Англии нынешний наставник «Фулхэма» никак не мог проявить себя. Неудачи с находящимся на грани банкротства «Бристолем», а потом и «Блэкберном» испортили его резюме на годы вперед. Сам Ходжсон убежден в предвзятости подобного подхода. Он утверждает, что однажды проявленные тренером способности не исчезают сами собой. Просто обстоятельства складываются не всегда в его пользу, а президенты клубов гораздо чаще склонны впадать в панику, чем руководствоваться трезвым расчетом. Ходжсон воспринимает эту ситуацию философски: он даже сам не прочь спровоцировать свое увольнение, как это случилось в «Интере» из Милана. Тренер сознательно рассказал газетчикам о том, что совершил ошибку, согласившись на этот пост, и после поднятой шумихи руководству клуба не осталось иного выхода, как отправить англичанина домой.
По натуре Ходжсон — футбольный консерватор «старой школы». Он не доверяет инновациям в тренировочном процессе и решительно искореняет всякие проявления демократии в команде. «Вы должны быть великодушным диктатором, — говорит он. — Во-первых, надо четко определить наиболее важные вопросы, такие как варианты ведения игры или исполнение штрафных, которые потребуют мнения одного-двух игроков. Их, естественно, я выбираю сам. Рассуждения остальных меня не интересуют». Впрочем, по отношению к себе Ходжсон также умеет быть жестким. В шведском «Мальме» он подхватил звездную болезнь и только благодаря жене сумел вовремя вернуться на грешную землю. Теперь он постоянно занят самоконтролем и не реагирует на лесть газетчиков и футбольных агентов.
Нынешний сезон вряд ли окажется для «Фулхэма» столь же успешным, как прошлый: 16 лишних матчей, проведенных в Лиге Европы, серьезно сказались на кондициях игроков. Лондонцам повезет, если в первенстве премьер-лиги им удастся попасть в первую десятку. Так что победа в еврокубке окажется как нельзя кстати.