• Этери Тутберидзе – современное воплощение Жука. Подъемные краны для девочек

    Почетный президент российской Федерации фигурного катания прав!
    Этери Тутберидзе – современное воплощение Жука. Подъемные краны для девочек - фото

    В советские времена, когда фигурное катание, прописавшись на экранах телевизоров в первой половине 60-х, начало стремительно набирать популярность (невзирая на черно-белое изображение в те времена), оно считалось интеллигентным видом спорта, нечто вроде шахмат, только много артистичнее, ярче и потому привлекательнее.

    Даже дискуссии часто возникали: спорт это или все же искусство?

    Отбросив интеллигентность

    Примирились на том, что грань тонка. Сегодня об интеллигентности говорить сложно, если учесть, какие страсти и в какой форме бушуют вокруг наших юных девочек-фигуристок и их тренеров (то есть, по сути, одного-единственного тренера на всю многочисленную, звездную и стремительно обновляющуюся компанию – Этери Тутберидзе).

    И если в минувшем сезоне страсти бушевали преимущественно на просторах интернета, где фанаты Евгении Медведевой и Алины Загитовой без устали желали друг другу всего наихудшего, то в нынешнем в бой пошли профессионалы. Знаменитые фигуристы прошлых лет, тренеры и хореографы вдруг принялись публично поливать друг друга экскрементами, о культуре дискуссии представителей некогда интеллигентного вида спорта и вспоминать неостроумно.

    Команда Этери Тутберидзе тоже не стала отмалчиваться, проигнорировала давнюю рекомендацию работающим профессионалам отвечать на критику результатами своих учеников и любезно сообщила Евгению Плющенко, что он никто, а Татьяне Тарасовой посоветовала и вовсе «со своей любовью» отдалиться на приличное расстояние.

    О примирении речи быть не может. Страсти, напротив, накаляются. В бой пошла тяжелая артиллерия. На защиту Тутберидзе, отменно умеющей за себя постоять и в этой защите не нуждающейся, встала Нина Мозер, тренер, подготовившая олимпийских чемпионов Татьяну Волосожар и Максима Транькова.

    Нина Михайловна, тренер старой школы, в советской стилистике поддержала Тутберидзе, рассказав, что «Этери ночует на катке».

    Почетный президент федерации фигурного катания Валентин Писеев сравнил Тутберидзе со знаменитым Станиславом Жуком. Сравнение поразительно точное, хотя, конечно, Этери Георгиевну никогда не обвиняли в сексуальных домогательствах в отношении своих юных учениц.

    Станислав Жук. Маршал Жуков фигурного катания в материале «Спорта День за Днем» 

     

    Но поленьев в полыхающий костер страстей выступление Писеева, говорившего о двух тренерах-новаторах, без сомнения, подбросит, потому что более спорной фигуры, чем Жук, в нашем фигурном катании просто нет.

    Начинал он в парном катании вместе с женой Ниной. Столичный дуэт соперничал с питерским – Людмилой Белоусовой и Олегом Протопоповым. Ленинградцы поражали не только техникой, но и неповторимым артистизмом, покорившим мир. Они покинули лед двукратными олимпийскими чемпионами, регулярно обыгрывая Жуков, как называли болельщики московскую пару.

    Жук и тройной показательный

    Станислав Алексеевич, перейдя на тренерскую работу, страстно мечтал о реванше, сделав ставку на сложность программ своих учеников. Артистизм, за который в то время выставлялась отдельная полновесная оценка, он, по сути, открыто отрицал. Ежегодно максимально усложнял программы.

    Питерские пары – ученики Игоря Москвиной и его жены Тамары — поражали зрелищностью программ. Стиль Жука вскоре начинает триумфально побеждать в фигурном катании. Но тут его лучшая ученица, легендарная Ирина Роднина вместе с партнером и мужем Александром Зайцевым, словно Евгения Медведева от Тутберидзе, уходит от жесткого тренера к Татьяне Тарасовой.

    С уникальной оперативностью, которую 40 лет спустя повторит Этери Георгиевна, творец чемпионов Жук приготовил смену, в кратчайший срок выставив на лед три совершенно схожих между собой по стилю и даже внешне дуэта: Марину Черкасову и Сергея Шахрая, Марину Пестову и Станислава Леоновича, Веронику Першину и Марата Акбарова.

    К трем маленького роста девочкам-подросткам-унисекс приставлялся партнер – эдакий рослый атлет (болельщики прозвали этих парней Жука «подъемными кранами»), и начинался прокат совершенно схожих программ на бешеной скорости, с рискованными поддержками, сложнейшими прыжками и подкрутками.

    Черкасова стала бронзовым призером чемпионата Европы в 13 лет. Рост ее был 138 см! Через три года Марина начала расти и формироваться, Шахрай больше не мог с прежней легкостью исполнять поддержки и подкрутки, так что пара распалась. У двух других дуэтов все было очень схоже, и столь же короткий век был им уготован.

    Два конвейера

    Ну что, это даже не сходство конвейера Жука с нынешним конвейером Тутберидзе. Это почти калька. И тогда метод Станислава Алексеевича вызывал бешеные споры. Жук ответил критикам эффектно, на льду, тем более что тогда ругань в СМИ не попадала: подготовил показательный номер с участием всех трех своих дуэтов одновременно.

    Он словно заявляет хулителям: «Да, одинаковые, безликие, но тем и горжусь!»

    Три дуэта на одном льду: практически синхронное катание

    Остается вспомнить, что знаменитая девочка с косичками – ученица Жука Елена Водорезова, ныне известный тренер Буянова, дебютировала на чемпионатах мира в 12 лет и стала первой в мире одиночницей, исполнившей тройной прыжок в короткой программе, тройной в каскаде после двойного флипа и каскад из трех тройных в произвольной.

    Так что Этери Тутберидзе можно считать современной реинкарнацией Станислава Алексевича.


    Читайте «Спорт день за днём» в
    Подпишитесь на рассылку лучших материалов «Спорт день за днём»