Трудно переоценить роль выходцев из Советского Союза в подъеме израильского спорта. Имена знаменитых атлетов, перебравшихся на Землю обетованную, известны всем, а сколько приехало и эффективно трудится тренеров, менеджеров да просто подвижников?!
Борьба в Израиле традиционно популярна, но о самбо до начала 90-х годов никто и не слышал. И вот успех за успехом, серебряные медали на чемпионате мира среди молодежи в Москве и взрослом первенстве планеты в Софии. Этот вид борьбы рожден в России, и президент Федерации самбо Израиля, вице-мэр города Холона известный в стране адвокат Михаил Левит говорит на языке Пушкина.
– Это вы создали Федерацию самбо в Израиле?
– Нет. Ее создателем и первым президентом был выходец из Питера Соломон Столяр. Я уже у него принял дела.
– И дела пошли.
– Да. Последние медали говорят сами за себя, а фундамент этих успехов – открытые за последние годы секции самбо в разных городах страны.
– Открыть мало, Миша…
– Желающих заниматься хватает. Их много. Еще больше, конечно, в секциях дзюдо, ничего не поделаешь, олимпийский вид, у них и бюджеты гораздо больше. Но и к нам многие идут.
– Тренеры в основном русскоговорящие?
– Только русскоговорящие.
– А их подопечные?
– В подавляющем большинстве. Коренные израильтяне начинают изучать самбо, попадая в армейские боевые части.
– А вашим самбистам Армия обороны Израиля отдает предпочтение? У вас есть какой-то договор о взаимодействии?
– Договора нет, но наших ребят ценят, некоторые остаются в армии инструкторами в спецчастях.
– Вы в прошлом самбист?
– Меня в Израиль привезли в начале 70-х в девятилетнем возрасте, когда здесь не очень-то и о дзюдо слышали. Мода была тогда на восточные единоборства, и я увлекся карате. Про самбо, причем боевое, услышал уже в армии. Увлекся, перелопатил горы литературы, благо она вся на русском языке, то есть для меня доступна. Дальше – больше. Езжу по всему СНГ, знакомлюсь с тренерами, изучаю их опыт, организацию центров. Полтора года назад был в Санкт-Петербурге, летал в Кстово, в Молдову, где прекрасная самбистская школа. Мне повезло: сумел познакомиться с великим борцом и спортивным организатором Давидом Рудманом, и он мне оказал существенную помощь. Работаем по российским методикам.
– Вы о тренировочном процессе?
– И о нем, и об организации. Мы создали несколько мощных, сильных клубов, на их базе формируется сборная страны для участия в международных турнирах. Самбо сегодня – это еще и престиж. Наш вид борьбы стремительно набирает популярность. десять лет назад отличить чемпионат мира от первенства СНГ по составу участников было практически невозможно. Сегодня иная картина. Во Всемирной федерации самбо больше стран-участниц, чем в легкоатлетической. Уже латиноамериканцы завоевывают медали на первенствах планеты, азиаты охотно переключаются на самбо со своих традиционных единоборств.
– Но Олимпиада-то пока для вас недоступна.
– И это здорово тормозит, причем искусственно. Все условия для включения в программу Игр налицо, и я уверен, что так и произойдет не позднее 2012 года.
– Солидный адвокат становится вице-мэром – нормальная практика. Но самбо?
– А что самбо? Самозащита без оружия. Не только ведь самозащита, иногда нужно помочь и человеку, попавшему в переплет. Так что я верен избранному амплуа – защитник. Кстати, и в мэрии, где я очень много времени уделяю проблемам новых репатриантов из СНГ, аналогично.
Израиль