Визит «Зенита» в Леверкузен начался с опоздания, им же и закончился. Команда Андре Виллаш-Боаша уже не переигрывала с гандикапом соперника, как это было в Лиссабоне. Она опаздывала. В эпизодах. Сначала едва заметно (какие невероятные ноги у Кислинга, совершающие едва заметные движения, отправляющие передачи у чужой штрафной точно «по расписанию»!), затем все очевиднее. А когда Донати и Пападопулос забивали свои голы, все уже просто горело синим пламенем. Прошел всего месяц с тех пор, как «Зенит» взлетел на пик успеха и искупался в тепле всеобщего восхищения, а у нас уже повод поговорить о нем в ином стиле. Кто-то скажет: «Подожди, это всего лишь один проигранный за два с половиной месяца матч!». Не вопрос. Но «Зенит» своей бурной жизнью в последнее время приучил нас постоянно прогнозировать. Не хочешь, а придется заниматься этим и сейчас.
Зачем «Байеру» план В?
Без краткого резюме по игре все же не обойтись. Леверкузен действительно очень хотел забить быстрый гол, но у «Зенита» не та линия защиты сейчас, чтобы брать с наскока. Сон, Белльараби, Чалханоглу восхищали подвижностью и техникой, но очень долгое время их усилия напоминали бесполезность усилий волн, бьющих о берег. «Байер» все так же держал хвост трубой — то есть, линию защиты почти у центра поля. Быстрый Венделл еле успел выбить мяч у убегающего Халка. Шла еще 10-я минута, успеет сделать пенальти и получить красную, подумали мы. Но «Байеру», довольно «дырявой» команде бундеслиги, «Зенит» не забил ни одного гола.
Немцы не лезли на сей раз на чужие штыки. Как сказал Рогер Шмидт, «проявили немецкую дисциплину». Наращивали мощь постепенно, использовали очень много направлений для передвижений мяча, при этом не теряя его на ровном месте. Деревце качалось, но не падало. И только когда на поле остались лежать Бендер и Халк — а судья не давал свистков, что, видимо, непременно вызовет недовольство Виллаш-Боаша — возникшее свободное пространство помогло забить «Байеру». Повезло? Немного. Но кто мешал двоим зенитовцам накрыть вовремя Чалханоглу в безнадежной для того ситуации, а потом сыграть по Донати, который словно поезд ICE мимо скромной леверкузенской станции, пронесся через пол поля? «Мы готовимся к сопернику», — говорят перед матчами игроки и тренер. Но Ломбертс при втором голе явно не успел привыкнуть к фактуре нового игрока, Пападопулоса, только что вышедшего на замену. Где надо было взмыть изначально напряженным, Нико играл в мяч. А соперником его неожиданно (почему, Андре?) оказался кусок камня.
До двух мячей в ворота Лодыгина игру все же можно было назвать равной, а то, что показывали на поле команды, соответствовало их философии в данный момент. «Байер», вместимость стадиона которого вряд ли стоит расширять в ближайшее время с 30 тысяч, не имеет права играть просто в «передай другому», если хочет, чтобы о нем писали и говорили во всем мире. Это не «Бавария» и не «Боруссия». Совершенно особенное место, где непонятно даже, откуда появляются на стадионе болельщики. Толп не бывает ни перед играми, ни после них. Словно пустые кресла вдруг переворачиваются и возвращаются обратно с сидящим человеком. Поэтому зрелищность, страсть, колотящееся сердце — это то, что сейчас нужно клубу. Даже если у Рогера Шмидта действительно не бывает плана В (как-то же его «Зальцбург» проиграл люксембургскому «Дюделанжу», верно?).
«Зенит» пытается доказать, что после долгих потрясений команда твердо стоит на ногах. Часто играет от соперника, от того, что тот позволяет. Пытается не допускать ошибок и, если возможно, доминировать. Но с Витселем, или без него, «Зенит» все равно медленнее работает с мячом, чем «Байер». Тяжелее и спонтаннее переходит в атаку. В нужный момент забывает подходящие «слова». И, осмелюсь предположить, новый тренер Андре Виллаш-Боаш слишком быстро согласился с такой реальностью.
Халк — это финансовый бандитизм
На своих, откровенно скажем, не самых веселых пресс-конференциях португалец часто повторяет, что уровень игроков его команды позволяет справиться с любой потерей. Но, как мы недавно узнали, даже в сборной Германии недостаточно игроков, чтобы поддержать уровень игры чемпионов мира в матчах с Польшей и Ирландией. Когда солнце сияло над «Зенитом» в августе и сентябре, конечно, обращали внимание на то, что Боаш постоянно использует основную обойму игроков. Но моментальный результат списывает все и всегда, по нему судит 90 процентов людей. Ничего лучше быть не может, когда кем-то там обиженные и загнанные в угол люди вдруг освобождаются от тирана, срываются с цепи и делают тебе результат. Когда они еще и говорят с тобой на одном языке, это и вовсе замечательно. Их можно хлопать по плечу и радоваться, когда они делают тебе очередную победу. Впрочем, закрывая глаза на некоторые особенности восприятия ими игровой дисциплины. В конце концов, ребята давно в стране, разбираются лучше тренера. Рядом с ними расцветает местный парень Шатов, который, кажется, вот-вот научится тому, что сделает его еще и лидером сборной России. Этому составу, несмотря на «широкий выбор», альтернативы нет. Чем больше звезды играют и делают результат, тем сложнее их посадить на скамейку. Остается только посадить им батарейки. Что имеем? Шатов уже и близко не похож на того, кого мы сами после Лиссабона подозревали в наличии испанского паспорта. Рондон борется за глоток воздуха, словно он один на поле. Данни вернулся в прежнее состояние «голова вниз, побежали». Халк — это вообще самое нелепое, что происходило в истории «Зенита». Новое пугало футбольной Европы — финансовый фейр-плей. Так вот приобретение Халка — это финансовый бандитизм. Единственное, что бразилец сделал полезного в Леверкузене — «удалил» Венделла. Но это уже «по очкам». Сколько раз соотечественник отбирал у него мяч, и не только он. В какой бы зоне Халк ни оказывался, он совершал потерю при встрече с любым игроком в красной форме. А когда минут за десять до конца Топрак от души «вырезал» у него мяч в подкате, публика, которую Халк достал постоянными разговорами с судьями и симуляциями, словно он в Саранске, Екатеринбурге или вовсе Параибе, выступила чуть ли не громче, чем когда забивались голы. Бразилец играет один, ведет себя как дикарь что с мячом, что без него. И живо напомнил в Леверкузене себя при Спаллетти. Делает ли расходы на него релевантными то, что он забил «Краснодару» и «постоянно отвлекает на себя соперников»? Ответьте сами на этот вопрос.
И поэтому как раз вопрос к Виллаш-Боашу, который еще не проходил в «Зените» испытания кризисом и собственными игроками. Ведь у петербуржцев не бывает временных взлетов и падений. Если уж пошло под откос, то селевым потоком. И совершенно не факт, что те самые «чудо-богатыри», что сделали тебе успешный старт, не отправят тебя туда же, куда и Спаллетти. Если, конечно, ты наконец не поймешь, что время эксплуатации состава заканчивается и пора искать новую, более глобальную идею. И что сейчас самое время проявить себя, как тренер по имени Андре Виллаш-Боаш, а не просто как очередной почетный гость санатория из «Волшебной горы» Томаса Манна.
Леверкузен