Восемь дебютантов среди двенадцати участников главного турнира страны – и это в таком консервативном виде спорта, как шахматы!
Весной нынешнего года я помогал самому юному участнику – 16-летнему Ильдару Хайруллину – из Перми на чемпионате России до 20 лет. Прошло всего полгода, и Хайруллин, и три его друга-соперника по тому турниру (Никита Витюгов из Санкт-Петербурга, Евгений Томашевский из Саратова и Ян Непомнящий, недавно переехавший из Брянска на учебу в Москву) уже осваиваются в «высшем обществе». Понятно, жизнь не стоит на месте, но уж слишком стремительно все меняется!
Пожалуй, наиболее настороженно к таким переменам отнеслись зрители. Полмесяца назад на Мемориал Таля, проходивший в том же Центральном доме шахматиста на Гоголевском, 14, в Москве, народ валом валил (по шахматным, конечно, меркам; на футбольном стадионе эти несколько сотен зрителей затерялись бы в уголке самого скромного сектора), а на суперфинале пока пустынно. В трех залах на больших экранах идет прямая трансляция поединков сильнейших гроссмейстеров и мастеров России, для всех желающих вход свободный, главный тренер сборной Сергей Долматов готов комментировать ход борьбы, вот только слушателей маловато. Болельщиков, зрителей, зевак – назовите как хотите – манят, прежде всего, громкие имена, звезды, кумиры! И железный аргумент, что молодые незнакомые оттеснили любимых именитых в честном спортивном отборе, воспринимается только умом, но не сердцем…
С самым титулованным участником, четырехкратным чемпионом России Петром Свидлером (Санкт-Петербург), я пообщался на открытии, которое проходило в гостинице «Арбат», где и живут участники (от нее до ЦДШ – минут 10 спокойным шагом). По словам Свидлера, гостиница эта весьма комфортабельная, уютная, тихая, с хорошим питанием, но и у нее есть свои особенности, хорошо изученные Петром во время предыдущих московских турниров. Опытный гроссмейстер захватил из дома 5-метровый телефонный кабель, переставил телефон на тумбочку и теперь может общаться с родными и близкими не вставая с кровати. Забавно, что Петра поселили в том же номере, где он жил во время Мемориала Таля, и даже батарейки в телевизионном пульте оказались те же самые, слегка оплывшие от времени и тяжелой работы. По убедительной просьбе Эло-фаворита чемпионата их согласились заменить.
А тем временем суперфинал потихоньку набирает обороты. Пройдет пара лет, мы привыкнем к новым именам и станем произносить их не только без запинки, но и с придыханием. И будем просить автографы у нынешних юных талантов, ставших звездами первой величины, и договариваться об интервью, а их, великих, будут теснить другие незнакомцы, юные и дерзкие, которым сейчас 10 или даже 5 лет… Помните, как пел «Наутилус»: «Эта музыка будет вечной, если я заменю батарейки»…
Москва