Элизабетта Бартоше – известный матч-агент. Именно она привозила на Кубок РЖД «Реал», «Милан» и «Челси». В интервью «Спорту день за днем» Элизабетта рассказала об опыте работы с российскими клубами и национальной сборной.
Я очень жесткая
— Бьюсь об заклад: люди, когда узнают, чем вы занимаетесь, непременно интересуются, как угодили в этот бизнес.
— Так оно и есть. Особенно в России. Здесь это совсем нестандартно, когда женщина занимается такими мужскими футбольными делами, как я, – организует турниры и сборы. Ото всех можно этого ожидать, но точно не от женщины. Тем не менее я нахожусь перед вами именно в этом статусе. Футбол – это страсть, одна из главных страстей моей жизни. Каждый матч, если ты понимаешь, приносит тебе большое удовольствие.
— Вы – понимаете?
— Я знаю, на каких позициях выступают футболисты, я видела их взлеты и падения, поэтому представляю себе, как они действительно способны играть. Иными словами, всегда имею свое мнение и готова его отстаивать. Правда, я ни за что не позволю себе спорить, скажем, с Валерием Георгиевичем Газзаевым или Лучано Спаллетти по поводу каких-то технических качеств футболистов.
— Вы как-то признались, что Фабио Капелло вы могли позвонить в любое время – излить душу...
— Я очень рада, что профессиональная деятельность способствует нормальным человеческим отношениям. Не секрет ведь: где работа и деньги – там часто теряешь друзей. Приятно, когда происходит обратное, и ты их приобретаешь. Конечно же, я не могу назвать себя близким другом Фабио, но у нас сложились приятельские отношения, не связанные только лишь с профессиональной деятельностью.
— В России так дружить получается?
— Куда чаще, чем в Европе. У меня в России много друзей. Могу сказать – близких друзей, которые появились как раз после того, как мы вместе отработали сбор или турнир. Наверное, мой большой плюс – знание русского языка.
— Насколько вам комфортно в футбольном мире, изначально мужском?
— Достаточно комфортно. В Европе, собственно говоря, профессионализм не имеет пола. Я считаю, что работаю с профессионалами и воспринимаю клуб как партнера, который вместе со мной делает работу. Эта работа очень конкретная и в каких-то проявлениях жесткая.
— Вы умеете быть жесткой?
— Думаю, я очень жесткая. Этого не видно, да?
— Это чувствуется.
— Жесткость есть управление профессиональными качествами. Если я знаю, чего хочу и что лучше для моих клиентов, это облегчает совместную работу. В этом плане – да, я жесткая. Я всегда хочу знать, что нужно, чтобы обеспечить профессиональный комфорт. К тому же стараюсь добавить то, чего клиент не знает, но как профессионалу это может ему пригодиться.
— Проиллюстрируете?
— Итальянские клубы втягивающий двухнедельный сбор делят на две части. В первую неделю позволительно брать с собой семьи: футболисты имеют возможность постепенно переходить в рабочую стадию подготовки. Для многих клубов этот период важен и в плане создания позитивной атмосферы. Над этим сейчас много думают, ибо сплоченность столь же важна, как и физическая подготовка.
Россия уже интересна
— Такой вариант нашим клубам предлагали?
— Да, конечно.
— Реакция?
— Не всегда положительная, но некоторые клубы принимают нововведение. Я бы хотела отметить, что в России в последнее время понимают, чего хотят. Раньше, например, никто не думал о сборах заблаговременно, решение всегда откладывалось на потом. Соответственно, возникали проблемы. Теперь все иначе: на сегодняшний день все клубы определились, куда они едут и зачем.
— Не все, поверьте.
— Я говорю о топ-клубах, которые стремятся работать на европейском уровне: они требуют классных спарринг-партнеров, высоких стандартов проведения сборов. Как и мировые гранды. Правда, сборы проходят в разное время. Но этот год – последний.
— Вы об этом говорите с улыбкой.
— Очень большое подспорье. Например, летом топ-клубы стремятся выбраться в турне по Америке или Азии, а из этого процесса российские клубы априори исключены. В это время чемпионат в разгаре.
— А нас там ждут?
— Да, Россию ждут на этом рынке. Скажем, в Америке живет большая российская диаспора. И ведь товарищескими матчами турне не ограничивается. Это целый проект, прежде всего – маркетинговый. Россия уже сегодня интересна, а будет еще интереснее.
— Заинтриговали.
— Россия – страна, которая в разы больше Испании, Франции и Германии. Это место, где творится история. Взять чемпионат мира 2018 года – просто гениальный проект!
— Чем же он гениален?
— Европа – устоявшаяся схема, Россия же предлагает возможность развития. Моим европейским партнерам интересен этот рынок, я каждый год кладу им на стол предложения. Но, когда российские клубы проводят сборы, Европа занята в национальных чемпионатах, и наоборот. Вот и площадка для интеграции после синхронизации календарей.
— Ваш прямой конкурент Вячеслав Проценко как-то заметил, что после перехода на новую систему матч «Тоттенхэм» – «Волга» можно будет организовать элементарно.
— Слава – известный матч-агент, который обладает огромным опытом работы на рынке. Только, честно сказать, я игру «Тоттенхэм» – «Волга» не вижу. Хотя уверена, что матчей можно организовать много.
— Какого уровня?
— Вторая восьмерка российской премьер-лиги вряд ли будет интересна топ-клубам: «Челси» или «Реал» имеют другие запросы как на уровне финансов, так и на уровне спарринг-потребностей. А вот запросам некоторых клубов, например Серии А, она отвечает.
— Конкретизируете?
— «Парма», «Болонья», «Фиорентина» – вот эти клубы можно заинтересовать таким спаррингом. Но здесь работает и другой фактор. Топ-клубы стремятся к популяризации своего бренда на тех территориях, где он пока не пользуется особой популярностью. Мне в этой связи, скажем, приятно, что в Италии узнали об Астрахани. Прежде об этом городе слышал, может быть, каждый десятый итальянец и не больше.
— Сомневаюсь.
— Согласна. Как бы то ни было, Италия благодаря журналистам увидела этот город и стадион. Неполный, правда, стадион, но он принял сборную Серии В на уровне главной национальной команды. Это было очень интересно.
Между «заставлять» и «просить»
— Первоначально матч этот планировали провести в Сочи. Как вам дался перенос в Астрахань?
— Мероприятие – грандиозное. Поэтому я могла рассчитывать на помощь города. Мэрия Астрахани оказала всяческую поддержку в организационных вопросах, что помогло сделать пребывание сборной Серии В комфортным.
— Тогда назовите самый памятный в вашей практике форс-мажор.
— Смог в Москве. Сборная России должна была играть с Болгарией, все уже договорено. И за два дня до события выясняется, что игра перенесена в Санкт-Петербург. Эти два дня мой офис работал в режиме экстрима, чтобы не сорвать встречу.
— Чего это стоило?
— Представьте себе: период белых ночей, загруженность города составляет 90 процентов. И в такой ситуации нужно обеспечить топ-условия. Конечно, нам сопутствовала удача, когда нашли-таки подходящий отель и оформили транспорт.
— А какой-то «рукотворный» форс-мажор выделите?
— Бывает, ты имеешь договоренность о спарринге и накануне узнаешь, что он под угрозой срыва. Причин – великое множество. В таких случаях приходится не просить и не заставлять, а... Что между «заставлять» и «просить»?
— Тонкая грань.
— Убеждать. Приходится убеждать.
— Тут и включается жесткость?
— В таких ситуациях помогают бумаги, которые убеждают в том, что принятые договоры обязательны к исполнению. Так учит нас УЕФА. Нам спущены документы, которыми мы, собственно, и пользуемся. И это даже не жесткость, а норма.
— Что в этих бумагах прописывается?
— Время, если мы говорим об организации сборов. Безусловно, количество тренировок. Для клуба важнее даже не место проживания, а поля. Это первое, на что обращают внимание. Поэтому клубы часто выбирают в качестве места сбора базы – или клуба, или сборной. Да, номера там не люкс, но это функциональные комнаты, которые более или менее нравятся игрокам.
Прочь из Турции
— Можете очертить круг ваших российских клиентов?
— Раньше мы, например, работали с «Москвой» и «Сатурном».
— Обоих нынче нет.
— И это лишний раз подчеркивает то, что я давно уже в России. Специфика моей работы в том, что я не пытаюсь обязательно с кем-то сотрудничать. Мы работаем с клубами («Локомотив», ЦСКА, «Спартак». – ), которые сами заинтересованы в нас.
— «Анжи» – в их числе?
— Да.
— И вы, стало быть, тоже пишете новую историю клуба?
— Думаю, это громко сказано. «Анжи» – интересный проект. Это клуб, который хочет развиваться и открыт миру. Привлечение отдельных футболистов есть фо-кус на клуб. Идея президента «Анжи» Керимова в том и заключается, чтобы сделать нечто такое, во что можно верить. В футбол можно верить. Футбол – это победа, это развитие, это будущее. Например, для детей, которые грезят стать такими, как Это’О.
— Или Гаджибеков.
— Да. И еще, я думаю, с каждым клубом работают лишь те, кто имеет что предложить.
— Вам есть что?
— Мы готовим совместный проект. Вы о нем узнаете в ближайшее время.
— Элизабетта, грядущее межсезонье будет отличаться чем-то от прошлых?
— Многие клубы уходят от Турции.
— Это тенденция?
— Можно и так сказать. Если часто чем-то пользуешься – надоедает. К тому же Турция дорожает, а на рынке тем временем появились другие интересные предложения.
— Например?
— Испания и Эмираты. Правда, тут есть сложности.
— Спарринг-партнеры?
— Именно! Их гораздо проще подобрать в Турции. Но все решаемо. Я помню, с «Локомотивом» находились на сборе в Риме, договорились о спарринге с «Фрозиноне». А потом эта команда Серии В дала обратный ход. На наше счастье, получилось согласовать спарринг с «Лацио».
— Так выгадали ведь.
— Вообще я горжусь тем, что со мной работают лучшие клубы России и национальная сборная. Радостно, что мы пробились на Евро-2012. Это важно и с точки зрения самореализации.
— Вы знаете, где мы будем квартировать на Евро?
— Решение будет озвучено после жеребьевки.
— Немцы уже определились...
— Не нужно думать, будто мы ничего не делали. Вместе с начальником сборной Николаем Игумновым неоднократно выезжали в Польшу и на Украину; осмотрели все базы, которые рекомендует УЕФА. В августе перед матчем со сборной Сербии господин Адвокат получил полный отчет.
— Что-то приглянулось?
— Нам нравится база под Краковом, под Гданьском и в Киеве.
— Два против одного.
— С точки зрения удобства, считаю, мы неплохо выбрали.
— В прессу просочились слова немецкого скаута, который назвал базы на Украине годными лишь для юношеских сборных.
— Не совсем соглашусь с немецким коллегой. База «Шахтера», например, – ультрасовременная.
— Но она – исключение из общего ряда.
— Приятное, однако. Когда мы готовили приезд «Интера» в Донецк, клубное телевидение «нерадзурри» побывало в «Кирше» и осталось в приятном удивлении. Думаю, немцам не приглянулась прочая инфраструктура, сопутствующая базам: аэропорт, дороги, отели и так далее.
— Какая, думаете, их ждет судьба?
— Все базы как Польши, так и Украины, – продукт достаточно новый. А потому уверена: они будут пользоваться огромным спросом и в дальнейшем.
Опубликовано в еженедельнике «Спорт день за днем» №45 (23-29 ноября 2011 года).
Использование материалов еженедельника без разрешения редакции запрещено.