Если поражение от скромного египетского «Замалека» можно было списать на стечение обстоятельств, то проигрыш «без вариантов» участнику плей-офф Лиги чемпионов — повод поговорить о тенденциях в игре «Зенита». Собеседник — игрок «Зенита» 1960–1970-х, экс тренер команды Вячеслав Булавин.
Губочан на левом фланге — очень рискованно
— Бросилось в глаза преимущество «Шахтера» во всех компонентах, — подвел итог матча с «горняками» бывший наставник «Зенита». — И в индивидуальных действиях, и в командном движении подопечные Луческу были заметно сильнее. Встреча показала, что проблем пока у «Зенита» много. Особенно тревожат травмы. Даже если футболисты работают по индивидуальной программе, в должной форме к началу сезона подойти невозможно.
— А разве не удивительно, что «Зенит» слабо смотрелся на фоне «Шахтера»? Ведь команды должны находиться примерно на одинаковых стадиях подготовки.
— Вот это как раз и удивляет! Но не зная содержания тренировочной работы, об этом трудно рассуждать. Допускаю, что Спаллетти мог в первые дни сборов сделать акцент на «физику», что и сказалось отрицательно на кондициях игроков. А Луческу мог в эти дни в большей степени поработать над тактикой и взаимодействиями. Что, в свою очередь, дополнительно объясняет преимущество «Шахтера».
— Показалось, что без Кришито «Зенит» ожидают большие проблемы на левом фланге обороны...
— Это так. Но проблемы у «Зенита» и в центре защиты, причем такое происходит на протяжении всего сезона. Часто возникают ситуации, когда защитникам не хватает внимательности и взаимопонимания.
— Давайте для начала с левым флангом разберемся. Кришито с «Ливерпулем» вряд ли сыграет. Что делать-то? Срочно покупать защитника?
— Хотелось бы. Но если покупать, то классного игрока. Который не только достойно заменит итальянца, но, возможно, и сильнее его сыграет. Если же нет возможности приобрести такого мастера, то лучше от покупки воздержаться. К тому же травма Кришито — возможность показать себя другим футболистам, тому же Луковичу. Доказывай свою состоятельность — и не только заменишь партнера, но и потом будешь играть чаще. Он должен понимать, что все в его силах, если он хочет попасть в «основу».
— Губочан на этой позиции — более надежный вариант?
— Сомневаюсь. Во-первых, перевод словака на фланг может ослабить центр. Все-таки Губочан привык там играть, и однозначно он в центре действует надежнее, чем на краю. Здесь у него часто случаются тактические ошибки — он смещается к середине, оставляя свою позицию. Вспомните, сколько опасных прострелов с левого фланга сделал тот же Срна.
«Зенит» часто пропускает «простые» голы
— Теперь подробнее о центральной зоне.
— Часто можно увидеть, что защитники после передач в штрафную просто держат свою позицию. В то время как соперник врывается в свободную зону и «расстреливает» ворота. Это простые голы, но пропустил «Зенит» их достаточно много. Такого быть не должно — в штрафной надо внимательнее и плотнее играть с нападающими.
— Здесь дело в индивидуальных качествах защитников или в организации обороны?
— Наверняка причин сразу несколько. Где-то футболисты теряют концентрацию, в других моментах засматриваются на мяч, вместо того чтобы опекать соперника. Отмечу и еще один момент: защитники «Зенита» часто играют молча. Уж не знаю, с чем это связано — языковой барьер мешает или что-то еще, но такого быть не должно. За счет подсказа можно предотвратить многие моменты и ошибки.
— Перейдем к середине поля. Там тоже хватало потерь и проблем.
— Связываю это с плохим движением. Игроки плохо открывались под мяч, поэтому выбор для передач был ограничен. Отсюда много неточных передач. А опасные атаки на ворота «Зенита» объяснялись неправильным перестроением. Часто получалось так, что двое соперников в середине поля оказывались против одного зенитовца. Конечно, в такой ситуации разогнать атаку проще. Впрочем, бить тревогу по этому поводу оснований не вижу. Проблемы с перестроением могли быть связаны и с серьезными нагрузками в первые дни, и с тем, что игровые связи ребята пока лишь восстанавливают. Уверен, выводы из ошибок они сделают и на следующем сборе полузащита будет выглядеть намного организованнее и надежнее.
Беспомощность в атаке
— Раз мы о центре полузащиты, как вам восемнадцатилетний Евсеев?
— Видно, что Алексей — боец. В каждой встрече показывал большое желание, часто вступал в борьбу. Но на данный момент для основного состава сыроват. Насколько быстро он добьется прогресса, зависит от его желания полностью отдаваться на каждой тренировке, внимательно смотреть за опытными игроками, что-то у них перенимать, прислушиваться к советам. То же самое касается и других молодых зенитовцев.
— Мы плавно подошли к атаке. Явно не хватать остроты и агрессии без Данни и Кержакова будет всегда?
— Игра «Зенита» впереди во многом построена на качествах этих двух футболистов. Данни — это умение на скорости контролировать мяч, в одиночку создавать моменты. Кержаков способен не только реализовывать моменты, но и отвлекать на себя внимание защитников. Но сложности их отсутствием не исчерпываются. Слишком уж часто команда атакует через центр, из-за чего становится предсказуемой для соперника. Фланговой игры не хватает. Если справа позицию еще может закрыть Быстров, когда он в хорошей форме, то слева такого футболиста нет. Отчасти проблему снимает Данни, но он все-таки действует от атаки, а не из глубины. А нужен тот, кто сможет полностью закрывать фланг.
— Главный вывод по матчу с «Шахтером»?
— Проблемы во всех компонентах футбола. Абсолютно во всех. Но все-таки сильно беспокоиться пока не надо. Для начального этапа подготовки это предсказуемая ситуация.