• Экс президент «Спартака» Андрей Червиченко: «Россия — нефутбольная страна»

    02.07.10 02:15

    Экс президент «Спартака» Андрей Червиченко: «Россия — нефутбольная страна» - фото

    Фото: EPA / VOSTOCK-Photo

    Несмотря на то что на чемпионате мира осталось провести всего восемь матчей, по мнению бывшего президента московского «Спартака» и подмосковных «Химок», качественных и запоминающихся матчей пока мало, а самые яркие события не связаны с теми, кому, по идее, положено быть главными действующими лицами.

    Ошибки судей позорят чемпионат

    — К сожалению, главными фигурантами чемпионата пока являются судьи, — говорит Андрей Червиченко. — Причем в отрицательном смысле. В тех матчах, где мы вполне обоснованно могли надеяться на яркое зрелище — например, Англия — Германия, Аргентина — Мексика и Испания — Португалия, — имели место грубейшие судей­ские ошибки. Мы привыкли ругать наших арбитров, но, судя по тому, что я увидел в исполнении некоторых на Кубке мира, российские судьи еще дадут им фору.

    — Но говорят же, что футбола без ошибок не бывает и они обогащают игру эмоциями.
    — Эмоции хотелось бы получать от игры звезд, но пока в этом плане чемпионат не впечатляет. Надеюсь, ближайшие матчи все-таки порадуют хорошим футболом. Что же касается ошибок судей, то это просто позор, безобразие! И мне совершенно непонятно, почему не продолжили практику с привлечением дополнительных судей за воротами, которая оказалась очень полезной (использовалась в матчах Лиги Европы. — «Спорт»).

    — Может быть, кто-то заинтересован в скандалах?
    — Вряд ли. Просто это глупость, что не продолжили привлекать дополнительных судей на чемпионате мира. Кроме того, причина многих грубых промахов — в недостаточной квалификации судей. При колоссальном напряжении, которое сопутствует играм с участием сильных команд, при высочайших скоростях, на которых действуют футболисты, арбитры просто не успевают за происходящим. Отсюда и ошибки. Усугубляет ситуацию непривычный шум от вувузел. Судьи просто не выдерживают напряжения.

    — Какие-то неожиданности произошли, на ваш взгляд?
    — Нет, пока ничего особенно я не увидел.

    — А как же удачное выступление Ганы, Парагвая, Уругвая, Чили?
    — Не могу назвать это сенсацией. Гана обладает очень техничными футболистами, которые к тому же еще и очень одарены физически от природы. Плюс сербский тренер привил им игровую дисциплину, что сделало Гану более сильной командой. Что касается южноамериканских сборных, то отмечу очень высокую мотивацию их игроков. Дело в том, что условия жизни в этих странах очень тяжелые, даже в Аргентине постоянно случаются кризисы, и футболисты очень хотят проявить себя на чемпионате мира, чтобы перебраться в Европу. А талантливыми игроками эти страны в общем-то всегда были богаты.

     

    У нас проще заработать астму

    — А что скажете о Новой Зеландии? Она не проиграла в группе ни одного матча. Или это Словакия и Италия так плохо сыграли?
    — Новозеландцы на самом деле показали хорошую игру. Не секрет же, что сейчас футбол подвержен глобализации, он развивается на всех континентах. А в Новой Зеландии очень хорошие условия для подготовки спортсменов — отличные натуральные продукты, благоприятный климат. Все это хорошо сказывается на здоровье людей. Не случайно там культивируются регби, другие виды спорта. А приглашение опытных тренеров помогает выстроить игру команды в соответствии с современными требованиями.

    — Можно ли говорить, что южные страны в силу климатических условий всегда будут иметь преимуще­ство перед остальными — например, Швецией, Чехией, Ирландией — и той же России трудно будет замахнуться на что-то серьезное в футболе?
    — Согласен. По сравнению с этими странами Россия по большому счету не является футбольной страной. Так же, как и другие северные государства. Ведь в южных странах мало того что футбол безумно популярен, так еще и дети имеют возможность играть в него круглый год, повышать мастерство. Это обеспечивает огромную массовость этому виду спорта, большой выбор хороших игроков как на дет­ском уровне, так и на профессиональном. У нас же в нормальных условиях можно играть с апреля по октябрь. Условия для занятий в основное время есть только в Питере и Москве. А что творится в глубинке? Там залы, построенные 30–40 лет назад, пропитанные запахами, пылью. Там, вместо того чтобы чему-то научиться, скорее заработаешь астму.

    — Значит, нам стоит поумерить амбиции?
    — Вы сами когда-нибудь видели на чемпионате мира по хоккею сборные Бразилии, Аргентины или Испании? Вот итальянцы играют в хоккей, но у них тоже успехов особых нет. А у нас тем не менее успехи в футболе есть, и немалые! Победы на чемпионате Европы, Олимпиадах, последние победы в Кубках УЕФА и Суперкубке — большие успехи для нашей страны! Можно сказать, что мы даже прыгнули выше головы! Думаю, в ближайшие десятилетия России вряд ли удастся конкурировать с мировыми и европейскими лидерами.

    — Еще один интересный момент — почти все команды, вышедшие в четвертьфинал, возглавляют тренеры из этих же стран. Можно ли здесь говорить о какой-то закономерности?
    — Трудно сказать. Тренерам сборной, в принципе, не нужно учить футболистов азам. Гораздо важнее создать рабочую атмосферу в команде, чтобы всем футболистам было комфортно, чтобы не были лишнего напряжения. Для примера можно взять Марадону, который уважительно относится к игрокам, делает веселые заявления, шутит на тренировках. Это раскрепощает команду, и, конечно же, здесь важно, что тренер говорит с футболистами на одном языке.


    Читайте «Спорт день за днём» в
    Подпишитесь на рассылку лучших материалов «Спорт день за днём»