(Фото: РИА «Новости»)
Талантливый человек талантлив во всем. Это вчера доказал бывший президент КХЛ Александр Медведев, выигравший со своей командой теннисно-хоккейный турнир «Формула ТХ» в Сочи. Корреспондент «Спорта День за Днем» пообщался с Александром Ивановичем до и после соревнований.
Путин сказал заниматься спортом, вот мы и занимаемся
— Раньше, когда работал в КХЛ, времени свободного не было, а теперь могу и в теннис поиграть. Есть польза очевидная, — сразу пошутил Медведев, который своим выступлением в турнире «Формула ТХ» доказал, что неплохо знаком и с летним видом спорта.
— Как же так получилось, что вы сменили клюшку на ракетку?
— Нет, я не променял, я сочетаю (улыбается). А на самом деле идея была очень простая: использовать время проведения Кубка Первого канала для пропаганды и хоккея, и тенниса. Причем пропаганды в хорошем смысле слова, когда мы видим на кортах великих мастеров ракетки со всего мира. И они играют по-настоящему. Правда, с поправкой на хоккеистов (улыбается). Думаю, что зрители не разочарованы тем, что они пришли сегодня сюда. Что касается организации турнира, то все работали как часы… Вчера наш президент Владимир Путин в общении с журналистами сказал, что надо заниматься спортом. В том смысле, что не только физической культурой, но и организацией спортивных соревнований, потому что они приносят и экономический эффект для нашей страны. Откликаясь на призыв президента, мы и сами занимаемся спортом, и даем заниматься другим. В «Формуле ТХ» было задействовано много людей, которые помогали не только финансами, но и связями. А иногда это важнее, чем деньги.
— После сегодняшней победы, может, действительно стоит подумать о том, чтобы сделать карьеру в теннисе?
— Мой вклад сегодня в успех не такой большой. Спасибо партнершам (кроме Хингис за эту команду выступала чемпионка Универсиады-2003 Мария Головизнина. — «Спорт День за Днем»).
— Как давно вы в хорошем смысле слова «подсели» на теннис?
— Люблю этот вид спорта давно, а вот играть начал недавно. Ну относительно, конечно. Мой опыт в теннисе уже измеряется несколькими десятилетиями. А когда выходишь на корт с такими мастерами, то и твой уровень мастерства потихоньку растет. Так что спасибо, что звезды находят время для игр с нами.
Заниматься с молодежью — это повышение
— Мартина Хингис вас долго тренировала перед этим турниром?
— Мы с ней не первый раз вместе играем, на разных турнирах вместе выходили. Уже года четыре знакомы. На корте с ней очень комфортно, она чувствует игру, чувствует партнера.
— Взяли бы ее в свою хоккейную команду, вышли бы на площадку в одной пятерке?
— Ну если бы она сперва взяла меня в команду, которая побеждала в Кубке федерации (смеется).
— Перед Кубком Первого канала президент московского «Динамо» и куратор первой сборной Аркадий Ротенберг сказал, что вы после отставки с поста президента КХЛ пошли на повышение. Вы так же воспринимаете свой уход?
— Я считаю, что заниматься с молодежью — это повышение. Нашу Молодежную лигу даже ИИХФ признала лучшим проектом. Не только в России, но и вообще в Европе. И нам сейчас важно не растерять созданное, ведь МХЛ только начала давать игроков — и для КХЛ, и для ВХЛ, и для сборных. Сработала простая вещь — массовость приводит к рождению звезд, которые играют уже и у нас, и за рубежом. Посмотрите, Тарасенко — из Молодежной лиги, Бобровский — оттуда же, Панарин — тоже из МХЛ. Достаточно назвать только эти фамилии, а их десятки и десятки… Значит, система заработала. Вот говорят: зачем нам так много клубов, зачем первенство группы В? А ведь на массовости и базируется успех.
— Но вчера как раз появилась информация, что МХЛ могут реорганизовать в чемпионат молодежных клубов КХЛ…
— Я разговаривал с президентом КХЛ Дмитрием Чернышенко и очень удивлен, что появились такие слухи. Совершенствование организационной структуры, сокращение одинаковых функций — это вероятно. Ну зачем, например, КХЛ и МХЛ иметь одинаковые юридические или маркетинговые службы? После периода роста должен быть период реорганизации. Это естественный процесс. Эффективность МХЛ можно поднять — так же как и в КХЛ, и в ВХЛ. А международный аспект — в преддверии и чемпионата мира, и Кубка мира — тоже очень важен. И на совете ИИХФ я буду представлять КХЛ.
Просили семь легионеров, чтобы получить пять
— Какие перед вами самые главные задачи при работе в ИИХФ?
— Международный календарь ИИХФ обширный: это и чемпионаты мира во всех дивизионах, и женские соревнования, и молодежные. Не за горами Олимпийские игры и Кубок мира. Защищать интересы не только КХЛ, но и России, Европы — в этом я вижу свою задачу.
— Какие-то конкретные предложения вы уже подготовили?
— Давайте, чтобы не потерять их остроту, заранее — здесь — обсуждать это не будем.
— Как вы пережили уход с поста президента КХЛ? Сколько дней и ночей переживали?
— Психологи говорят, что надо менять род деятельности раз в семь лет, чтобы прогрессировать. Как раз семь лет и прошло. К тому же я из хоккея совсем не ухожу.
— Непростая сейчас экономическая ситуация в стране. На ваш взгляд, насколько устойчива в перспективе лига? Сейчас идет много разговоров, что иностранные клубы покинут КХЛ, существование «Атланта» под вопросом, легионеры шумят, недовольные, что их зарплаты уменьшаются вслед за падением курса рубля…
— У нас, кстати, не как в футболе. Когда обсуждалось количество легионеров в КХЛ, шли бурные дискуссии — сколько их должно быть. А сейчас в российском футболе принята схема «10+15» на команду — и полное молчание. Не слышал реакции Министерства спорта, каких-то комментариев. Хотя, казалось бы, хоккей — тоже командная игра. И не может быть разной политики в этих двух видах спорта… Но могу сказать, что у нас был создан баланс, который позволял составлять конкуренцию. А без конкуренции не может быть прогресса. Следует не ущемлять, не дискриминировать российских игроков. Не буду скрывать: теперь уже можно сказать, что в этих спорах с Министерством спорта, с ФХР была определенная хитрость. Чтобы оставить лимит в пять легионеров, мы изначально запросили семь. И получили количество иностранных игроков, которое абсолютно резонно.
Должны сохранить возможность привлекать лучших игроков мира
— Голкипер «Лады» Джефф Гласс нарушил корпоративную этику, когда публично заявил, что КХЛ разваливается и всем иностранцам пора бежать домой?
— Если канадец это сказал под влиянием изменения курса рубля, то это глупость. Лига была, есть и будет. Она пережила кризис 2008–2009 годов, который был не менее серьезным… Ну пускай теперь играет на первенство водокачки.
— То есть нам не стоит ждать, что по завершении сезона половина клубов покинет лигу?
— Нет, это несерьезно. Лига сама очень устойчива. А то, что некоторые клубы испытывают некоторую неустойчивость… Ну будут как-то решать проблемы.
— Чернышенко говорил, что следует снижать расстояние между потолком и полом зарплат. Как к этому относитесь?
— За каждым лозунгом должно стоять какое-то наполнение. Даже за красивым. Эта тема будет обсуждаться. Автоматически можно что угодно снизить. Но у нас же не рабство, нельзя заставить хоккеиста выступать бесплатно. Мы должны сохранить возможность привлекать лучших мастеров. Но тем не менее не секрет, что уровень зарплат некоторых средних игроков завышен, чрезмерен. Не отрабатывают зарплаты хоккеисты. Значит, надо сделать так, чтобы каждый их отрабатывал. Этим вопросом КХЛ и будет заниматься.
— Кстати, когда вы были президентом КХЛ, у вас с главой профсоюза Андреем Коваленко всегда были хорошие отношения, вы всегда понимали друг друга в переговорном плане. Ждать ли сейчас конфликтов по линии «работодатели — игроки»?
— Вам, прессе, конечно, хочется конфликта. Его интереснее описывать. Это нормально… (Улыбается). Но у нас с Андреем были очень серьезные споры, несмотря на хорошие отношения. В спорах рождается истина.
— Ваше отношение к возможному возрождению двух московских клубов с историей — «Спартака» и «Крыльев Советов»?
— То, что «Спартак» возрождается, это уже решено. Здорово, что легендарный клуб вновь будет выступать. Нельзя, чтобы история превращалась только в архив. Что касается «Крылышек», тут ясности меньше. Но я знаю, что даже на ветеранских матчах этой команды в Сетуни собирается полный стадион. Так что потенциал есть и у них.
— Третьяк говорил, что его в свое время не приглашали на заседание совета КХЛ. Но сейчас и вас не пригласили…
— Меня приглашали, просто я был в зарубежной командировке, поэтому не мог присутствовать.
— Рене Фазель ждет вас на выборах президента ИИХФ в 2016 году. Вы готовы бросить вызов швейцарскому стоматологу?
— Если мы по возрастному цензу пройдем, то будем конкурировать (смеется).
Сочи