Ближайший уик-энд вновь заставит всех неравнодушных к «Королевским гонкам» прильнуть к телеэкранам. Чего ждать от 67-го сезона «Формулы-1»? По-прежнему ли «Мерседес» будет вне конкуренции, а россиянин Даниил Квят и его «Ред Булл» будут лишь мечтать о попадании на подиум? Как отразятся на зрительском интересе изменения в правилах? Выиграет или проиграет Гран-при России от переноса с октября на май? В этих вопросах «Спорту День за Днем» помогала разобраться Оксана Косаченко, экс менеджер гонщика Виталия Петрова и бывший коммерческий директор команды «Катерхэм».
Закрытые кокпиты — не «Формула-1»
— Что думаете о новом формате квалификаций, где в каждом из трех сегментов один за одним будут выбывать самые медленные гонщики?
— Все изменения направлены на то, чтобы привлечь или вернуть зрителей, потому что в последние годы «Формула-1» стала слишком предсказуемой. Спортивные корректировки, связанные с форматом квалификаций или с правилами выбора покрышек, должны вернуть ту лояльную аудиторию, которая в свое время отвернулась от «Формулы-1».
— Не получится, что те же «Мерседес» и «Феррари» по-прежнему минимизируют количество кругов — сделают максимально быстрый в самом начале, а затем будут ждать, как конкуренты сражаются за право не вылететь?
— Конечно, нельзя сравнивать потенциал и возможности «Мерседеса» и «Феррари» с новыми командами или даже с «Рено». Мы с вами понимаем, что те, кто сильнее, все равно будут выигрывать. Но поминутный формат выбывания участников привлечет зрительский интерес, ведь раньше квалификации не были смотрибельны.
— Как скажутся ограничения радиопереговоров? Это нужно для минимизации командной тактики или идея была в другом?
— Мне кажется, идея в другом. Мы много лет говорим, что пилоты «Формулы-1» являются одними из самых высокооплачиваемых спортсменов. Спорт — это риск, но надо понимать, за что им столько платят. Ограничение радиопереговоров повышают ответственность гонщиков.
— Сможем понять, кто лучше реагирует на какие-то изменения непосредственно в гонке?
— Верно. Когда огромная группа инженеров все прогнозирует, отслеживает и тебе сообщает — это гонка вооружений и технологий. Когда ты на трассе и должен принимать решения здесь и сейчас — это другое дело. Команды всегда могли подкорректировать тактику обоих пилотов, теперь ответственность ляжет на самих гонщиков.
— Не считаете, что систему защиты головы «гало» стоило внедрить уже сейчас, а не с 2017 года?
— Я ратую за всяческое увеличение безопасности. Но нельзя спешить. Без достаточного количества тестов в различных условиях можно навредить. Есть год, чтобы внести корректировки.
— О закрытых кокпитах можно будет говорить только в случае трагических инцидентов и при использовании «гало»?
— Закрытые кокпиты — это уже какие-то другие соревнования, не «Формула-1».
«Мерседес» сохранит Кубок конструкторов
— Чего ждать от гонщиков-новичков Джолиона Палмера из «Рено», Паскаля Верляйна и Рио Харьянто из «Манора»?
— Я хорошо знаю Паскаля и Рио и лишь знакома с Джолионом, его отцом и младшим братом. Скажу честно, Джолион меня никогда не впечатлял (улыбается). Что касается Паскаля, то решение взять его в команду можно назвать даже великим. В последнее время молодежь, выигрывавшая в DTM и GP2, оказывалась без места в «Формуле-1», — «старички» постоянно продлевали контракты и мест для ребят не находилось. Появление немца Верляйна в «Маноре» должно вдохновлять молодежь. С Харьянто расширилась география участников (23-летний гонщик из Индонезии, — «Спорт День за Днем»). Рио — честный трудяга. Возникает вопрос, почему себе места не находят чемпионы, но получают те, кто занял шестые-седьмые места. Ответ — чистый маркетинг. Значит «Формуле-1» нужен гонщик из этого региона. Не знаю, кто в «Маноре» станет лидером. Ну а у Палмера очень мудрый отец, который ему наверняка все подскажет. Большая часть сотрудников «Рено» сменилась, поэтому британец приходит в, по сути, новую команду. Ему будет чуть-чуть проще.
— «Мерседес» безоговорочный фаворит или вы видите кого-то другого победителем Кубка конструкторов?
— Поживем — увидим.
— Но если судить по тестам, кардинально ничего не изменилось, «Феррари» и «Уильямс» по-прежнему немного отстают от «Мерседеса».
— Я бы очень хотела посмотреть, что на самом деле приготовили в Маранелло. У меня почему-то есть уверенность, что «Феррари» в этом году приблизится к «Мерседесу». Наверное не будет жесткой схватки, Кубок конструкторов останется там, где он сейчас. Но хочется верить в более плотную борьбу, а не потому что я поклонник «Феррари», ведь это не так.
За спонсора надо бороться
— «Ред Булл» остался с моторами «Рено», которым по-прежнему не хватает мощности. Значит ли это, что потолок для команды — борьба за итоговое 4-е место?
— Нет, не значит. В этом году «Ред Булл» прекрасно понимает, какой продукт он получает. Наверняка обратили внимание, что в адрес французского производителя прекратилась критика. Сейчас понятнее ресурс и возможности двигателя «Рено». У «Ред Булла» по-прежнему неплохой состав пилотов, поэтому я жду прорыв.
— Один из руководителей «Ред Булл» Хельмут Марко заявил: «Кто не оправдает ожиданий, тот уйдет». Говорят, что освободившееся место займет Макс Ферстаппен. Какой результат позволит Даниилу Квяту остаться в «Ред Булл»?
— Не все так однозначно в автомобильном спорте. Иногда занятое место становится не настолько важным, как информация, принесенная с трассы. Даниил трудяга и умеет работать с информацией. Не думаю, что в этом году будет просто опередить Даниэля Риккиардо. Если вы помните, в первый год все говорили о его феномене, о том, как он опережает Себастьяна Феттеля. Затем из ниоткуда появляется Квят и добивается большего результата. Рассчитываю, что борьба двух Даниилов будет более продуктивной. Для «Ред Булл» важнее очки в Кубок конструкторов, а не индивидуальные показатели пилотов.
— С Квята теперь другой спрос. Прошлый сезон был для него первым в новой команде, теперь же давление может возрасти.
— Он прекрасно справляется с давлением, у него все в порядке с характером.
— Не появился ли у Квята козырь в рукаве в виде хорошего спонсора?
— Я не знаю такой точки на земном шаре, где спонсоры в ряд сидят на стульчиках, образовывая очередь. Со спонсорами надо работать и за них надо бороться. Со стопроцентной уверенностью скажу, что подобная работа Даниилом Квятом не ведется. Ну а дальше — как карта ляжет. Мне не верится, что пилот такого уровня может оказаться без команды.
Людей на трибунах в Сочи станет меньше
— Как видите ситуацию с популярностью «Формулы-1» в России? Влияет ли на нее наличие в «Королевских гонках» Квята?
— Это хороший аргумент — иметь национальную команду или своего спортсмена. Но куда более весомым аргументом является наличие Гран-при в твоей стране. Для нас самым главным инструментом повышения популяризации автомобильного спорта в целом является Гран-при России. К сожалению, популярность «Формулы-1» в России не очень велика. Просто мы с вами в этом кругу вращаемся и нам кажется, что это невероятно интересно. Но в сравнении с Германией, Великобританией или даже Францией популярность телетрансляций крайне мала. У нас охотой и рыбалкой увлекается больше людей, чем автомобильным спортом.
— Перенос Гран-при России с октября на 1 мая что-то изменит?
— Да. К сожалению, людей на трибунах станет меньше.
— Все поедут на шашлыки?
— У нас очень консервативная страна. Май — это первый выезд на дачи, шашлыки... Тем более большие каникулы... Недавно трасса в Сочи заключила партнерство с «ЛУКОЙЛом». Возможно, перенос гонки — это требование бизнес-структур. Получается, что между двумя Гран-при всего полгода, а не год, как у австралийцев или полтора сезона, как у Малайзии. Мы в очень невыгодных условиях.
65 процентов зрителей в Баку будут из России
— В этом году на формульном пироге появляется вишенка в виде Гран-при Европы, который пройдет в Баку.
— Находясь львиную часть времени там, в Баку, могу сказать, что это действительно будет вишенка! Возможно, не с первого раза, но потенциал у страны и города очень большой, а сама трасса получилась очень интересная. Там, как и в Сочи, все в пешей доступности. Не знаю, почему на этап «Формулы-1» опять накладываются «24 часа Ле-Мана», но если бы не это, то гонка в Баку получилась бы еще более специфической в хорошем смысле. В Баку работает команда молодых и амбициозных ребят с хорошим образованием. Приглашаю всех съездить в Сочи, а затем в Баку (гонка состоится 19 июня, — «Спорт День за Днем»). Там прекрасно отдыхать, безвизовый въезд, все говорят на русском языке, а нашим болельщикам это очень важно.
— Как думаете, россиян на азербайджанском этапе будет много?
— У меня на руках есть статистика. Среди иностранных покупателей билетов 65% составляют россияне. Видимо люди хотят посмотреть, что и как происходит в стране, которая раньше была частью огромной державы. Баку — мини-Дубай или мини-Абу-Даби. Здесь очень хорошо.