(Фото: РИА «Новости»)
Алексей Морозов был капитаном сборной России, а также знаменосцем на Олимпиаде в Ванкувере. Тогда российская хоккейная дружина тоже выступила неудачно, однако у Алексея есть и победный олимпийский опыт — в далеком 1998-м в Нагано Морозов выиграл со сборной серебряные медали. Кроме того, ветеран российского хоккея отлично знает Зинэтулу Билялетдинова, а потому его взгляд на сочинское выступление нашей национальной команды особенно интересен.
Ребятам не хватило сыгранности
— Поделитесь впечатлением от прошедшей Олимпиады?
— Командной игры у нашей сборной не было. Плюс — ребята не реализовали свой потенциал, того, на что способны. Игроки у нас все индивидуально сильные, но требуемый результат показать не сумели.
— Теперь все шишки на Билялетдинова валят…
— Критиков у нас хватает. Впрочем, недовольство людей понятно: поставленная задача не выполнена. Главное — сделать правильные выводы. Лично я не вижу смысла менять тренера. На кого? На тех, кто уже пробовал тренировать сборную и ничего не добился?
— В сборную сватают Быкова с Захаркиным — они не раз приводили команду к успеху…
— Хорошие тренеры. Мне с ними было приятно работать. Тогда у нас сложился отличный коллектив. Но и им наверняка было бы нелегко сейчас. Билялетдинов — очень профессиональный тренер, фанатик своего дела. Уверен, он сделает правильные выводы. И сможет исправить ошибки. Мне вообще кажется, что нам надо смотреть в глубь проблемы. Обратить внимание на детско-юношеский хоккей. Где наша смена? Где молодые талантливые ребята? Малкиных, Ковальчуков и Овечкиных не видно. Пропадают хоккейные школы — «Крылья Советов», «Спартак» на волоске болтается. Вот о чем нужно прежде всего думать.
— А как же Ничушкин?
— Хороший игрок, но его старт в НХЛ был не таким ярким, как у Овечкина.
— Говорят, у нас в детско-юношеском хоккее процветает коррупция. Родители платят за то, чтобы их дети играли в команде или лидирующем звене…
— Слышал об этом, но не сталкивался лично. У меня сын начал играть в хоккей, и с меня никто взятки не берет. Но многие жалуются. Значит, проблема существует.
— Отдавайте сына к нам в СКА…
— (Улыбается.) Далековато ехать — мы тренируемся рядом с домом, в Одинцово. Сыну пока шесть лет. Потом будем выбирать — может, «Крылья», а может, и ЦСКА.
— Кстати, Сергей Федоров, генеральный менеджер ЦСКА, предложил раскрыть контракты игроков, чтобы не было коррупции в хоккее, чтобы все получали зарплату согласно своим способностям…
— Читал его интервью и в чем-то с ним согласен. Тогда менеджеры команд будут понимать, что люди видят, кому и за что они платят. Знают, за какие деньги ты приобрел игрока. Ведь у нас тренеров часто меняют, а менеджеры команд остаются ни при чем. Когда ведомости будут открыты, управленцы будут ответственны за свою работу.
— Вы бы свою зарплату огласили?
— А почему бы и нет? Просто есть люди, которые могут этим воспользоваться.
— Позариться на чужое добро?
— Если бы можно было гарантировать безопасность семьи... Например, в НХЛ простому человеку к игроку сложно подойти. Только если он сам захочет выйти в народ, сфотографироваться или дать автограф. Служба безопасности работает четко.
— После поражения наших игроков иначе как «жирными котами» не называли. Говорили, мол, получают бешеные деньги, а результат нулевой…
— Мое мнение: ребята свои контракты в клубах заслужили. Им не зря платят. Да, они не показали командной игры. Может, где-то не понимали друг друга. Сыгранности не хватило. Но они трудяги!
Кто-то требовал «Бентли»? Абсурд!
— Президент ФХР Владислав Третьяк сказал, что КХЛ перестала поставлять сыгранные тройки в сборную. Такие, как была у вас в «Ак Барсе»: Зарипов — Зиновьев — Морозов…
— Раньше и такого притока легионеров в клубы не было. Мозякин с Зариповым играют в звене с иностранцем. Менеджеры клубов, естественно, в первую очередь думают о своем интересе. Вот у нас и нет сыгранных троек.
— Мозякина с Зариповым не взяли в команду на Олимпиаду. Каково ваше мнение на этот счет?
— Не мое дело судить. Здесь тренеру виднее. Он взял лучших на данный момент игроков и отвечает за то, как они сыграли. На мой взгляд, хоккеисты не оправдали его ожиданий.
— Не выкладывались?
— Как можно сказать, что тот же Ковальчук не выкладывался? Он получил тяжелую травму, но вышел и свои шайбы забрасывал. Или взять Радулова: он выполнял непривычную работу — в большинстве на «пятаке» загораживал вратаря, для того чтобы ребята могли забросить шайбу, действовал на команду.
— Вы с Ковальчуком, считай, родственники. Разговаривали после поражения от финнов в четвертьфинале?
— Да, мы разговаривали. Я переживал за всю сборную, не только за него. И травма Ильи меня очень беспокоила. Почему нам так не везет на Олимпиадах? Надо разбираться: учиться играть в командный хоккей, выполнять схемы, которые требует тренер. Если каждый по-своему действовать будет, то получится плохой квартет, как в басне Крылова.
— Некоторые говорят, что стиль игры от обороны нашей сборной изначально не присущ и зря Билялетдинов избрал подробную тактику…
— И тем не менее сейчас многие так играют и добиваются результата. Билялетдинов доказал, что его система работает. Кататься и забивать сейчас все умеют, так просто, с «шашками наголо», теперь никого не обыграешь.
— Вы говорили, что сыгранные тройки не могут образоваться в том числе из-за того, что в лиге играет много легионеров. Может, стоит сократить число иностранцев?
— Легионеры дают хороший результат. Они и сами, кстати, прибавили за счет того, что играют в сильной лиге и теперь демонстрируют мастерство в играх за национальные сборные. Но наши ребята должны развиваться в условиях конкуренции. А вот лимит на молодых игроков не одобряю. Ребята сидят на скамейке, не играют. Не набираются мастерства. Кому это на пользу? Им играть надо! Мое мнение: лимит надо отменить. Раньше мы сами пробивались в команду мастеров, потом и кровью, и так росли, совершенствовались. Много примеров, когда ребята играли в «основе» два года, а когда лимит заканчивался, они исчезали в низших лигах.
— Мы с вами созванивались утром, и вы смотрели в повторе программу «Пусть говорят»…
— Мне не понравилась история о том, что кто-то из игроков якобы требовал «Бентли», чтобы поехать на игру. Абсурд какой-то. Никто такого сказать не мог. Все на автобусе приезжают всегда.
— Кто только до поражения сборной к ней не примазывался — актеры, политики. Все кричали: «Ура!» Когда команда проиграла — куда они все подевались?
— Понятное дело, все старались быть поближе к Малкину, Овечкину, Ковальчуку, хотели подружиться, ждали хорошего результата. Теперь же, после проигрыша сборной, есть другая возможность попиариться, критикуя команду.
— У победы много отцов, поражение — сирота…
— Именно так.