С Александром Пановым приятно общаться. На прямой вопрос у него всегда готов обжигающий ответ. Без всякого налета банальности. О проблемах «Зенита» поначалу он говорил неохотно, но затем разошелся. Начали мы с Романа Широкова, а закончили ценами на бензин и бабушкой, куда-то едущей в дорогом купе.
За что играть Широкову?
— Вас не удивило, что на последний матч с «Тереком» не приехал ряд ведущих игроков «Зенита»: у Широкова травма стопы, у Кержакова поднялась температура…
— «Зенит» разбаловал игроков деньгами, вот они ему и отплачивают. В трудную минуту сразу видно, кто сам по себе. Мы же и с травмами выходили на поле. У нас Костя Лепехин играл на уколах. А ведь мог тоже сказать: «Да идите вы все, у меня болит палец на ноге!» Но он выходил и играл. Получал травмы и закончил с футболом раньше времени. Сейчас таких героев нет. Любят только деньги. Отсюда и все проблемы. Когда команда нуждается в игроках, у всех все болит. Никто не хочет за нее играть.
— Вы думаете, что Широков мог сыграть в Грозном?
— За сборную России он ведь играл! И ничего у него не болело. Правда, есть и другой момент. У любого футболиста есть какие-то травмы. Тем более у Широкова, игрока основного состава «Зенита» и сборной России. Сейчас у Романа заканчивается контракт с питерским клубом (соглашение истекает летом 2014 года. — «Спорт День за Днем»). Зачем ему надрываться? Усугубит травму, и что дальше делать?! Конечно, Широков беспокоится о себе. Бережет свое здоровье. И правильно делает! С ним ведь пока не продлили контракт. За что он будет играть? За честь клуба?! Широкову все равно. Он нанятый игрок. Приехал, поиграл и уехал в другую команду. Еще одна большая беда, что в «Зените» все говорят на разных языках. Я, например, в своей стране не собираюсь ни с кем говорить на английском языке. Мне это неинтересно!
— Легионеры тоже не хотят говорить по-русски. Сначала они обещают, что будут учить русский язык, а потом об этом благополучно забывают.
— А зачем им учить? Они что, сюда приехали жить?! Нет, зарабатывать. Поэтому ставку надо делать на русских ребят!
— Тренер «Зениту» тоже нужен русский?
— Был же Давыдов, но он никого не устроил. Когда Дик Адвокат вас всех бросил, Анатолий Викторович взял «Зенит» и привел к третьему месту. Почему человеку не дали поработать?
— В «Зенит» взяли Лучано Спаллетти.
— Да, выиграли с ним два чемпионата России. Молодцы. Но сейчас-то мы снова пришли к разбитому корыту. Ну хорошо, продаст «Зенит» всех русских игроков. Останутся Шатов, Смольников, Лодыгин, Файзулин, Аршавин. Кто еще?
— Кержаков.
— Пока он еще есть, но в последнее время мало играет.
— Все-таки вы видите российского специалиста, который может прийти в «Зенит» и сплотить команду?
— Не вижу таких. Да и «Зенит» пока не рассматривает никаких кандидатур. Даже из иностранцев. К тому же люди с именем не поедут в Россию. Наш чемпионат не выдающийся турнир. Это хорошо видно по выступлениям российских команд в Лиге чемпионов.
Русско-хохляцкая команда
— Когда вы играли, «Зениту» симпатизировала вся Россия. Сейчас, наоборот, кажется, что все озлоблены на питерцев. Вам не обидно это видеть?
— Тут все понятно! Людская зависть! Сегодня тебя любят, а завтра ненавидят. Сейчас даже «Спартак» меньше ругают, хотя он всегда был «народной» командой: всего пара бразильцев, а остальные русские и украинцы (речь идет о конце 90-х годов. — «Спорт День за Днем»). В «Зените» тоже долго была русско-хохлацкая команда. Теперь появились иностранцы. Не спорю, игроки хорошие: те же Витсель с Халком, Ломбертс. Но где же наши ребята? Такие как Аршавин, Кержаков, Денисов, Малафеев… Хотя в нашей… вашей школе «Смена» (Панов назвал академию «Зенита» по старинке. — «Спорт День за Днем») тренируется много людей. Куда они потом деваются?
— Во вторую лигу, в КФК.
— И для этого они тренируются десять лет?! Тогда глупо и смешно держать такую школу. Можно просто набрать футболистов из КФК. И снова приглашать иностранцев. Уберите Халка, и «Зенит» вообще перестанет играть в футбол. Вот до чего мы дошли. Точнее вы (все интервью Панов, живущий в Москве, старательно дистанцировался от Петербурга. — «Спорт День за Днем»). Команда держится за счет одного человека. В «Зените» никогда такого не было. А возьмите, например, «Реал». Безусловно, Криштиану Роналду там лучший, но он же не один играет. Рядом с ним на поле бьются десять человек.
— Есть и еще одна неприятная вещь: «Зенит» перестал регулярно собирать аншлаги. Выходит, люди постепенно разочаровываются в команде?
— А что вы хотели?! Вот меня спрашивают: «Почему ты не болеешь за “Зенит“?» А за кого я должен болеть? За Витселя или, может, за Халка?!
— Есть еще Аршавин, наш, питерский.
— Согласен (улыбается). Но он скоро закончит. И что будет дальше?!
— Может, за Юрия Лодыгина? Смотрите, какого вратаря «Зенит» нашел для сборной России.
— Я всю жизнь общался с Малафеевым, а Лодыгина не знаю. Ничего против него не имею. Хороший вратарь. Пускай растет дальше, мы будем только рады. А я буду болеть за «Манчестер Сити». Там тоже играют иностранцы, не хуже, чем в «Зените».
— Но есть же разные легионеры. Вот, например, Николас Ломбертс играет в Петербурге с 2007 года.
— А кто он такой?
— Игрок сборной Бельгии.
— Ну и чего она достигла?! Попала на чемпионат мира? Ну молодцы. Отгрузят им в Бразилии, как и нашим. Но я сейчас говорю об уровне игроков, а не команд. Вы только сравните: Халка знает весь мир, а Ломбертс известен лишь у себя в Бельгии и в Петербурге.
Витселя купит только Абрамович
— Сколько должно быть максимально иностранцев в команде?
— Надо вообще отменить лимит на легионеров! Зачем в премьер-лиге сделали эту ерунду?! Да пускай хоть все иностранцы играют. Иначе всегда будет война между россиянами и легионерами. Тех пять должно быть на поле, этих пять, а договориться им очень сложно. Когда лимит отменят, все сразу изменится. Не нравится тебе этот русский — так продай его. Засунь в ФНЛ или во второй дивизион. Тогда, может, наши игроки что-то поймут. Либо давайте выкинем всех легионеров. Что изменилось в нашем футболе после их приглашения?! Ничего глобального. Зато для молодежной сборной собираем игроков из ФНЛ. Сами понимаете, какой там уровень. А ведь эти ребята будут играть на чемпионате мира в 2018 году.
— И даже Фабио Капелло не поможет?
— Ни он, ни старик Хоттабыч. Даже если подарит каждому игроку по несколько мячей.
— А вы верите, что российским госмонополиям запретят финансировать футбольные клубы?
— Я двумя руками за это! Пускай клубы сами зарабатывают, а то привыкли только тратить. Миллионы евро. Давайте сначала приведем в порядок инфраструктуру. Сколько денег надо еще украсть, чтобы построить стадион в Петербурге?! А в это время у «Спартака» уже готово пол-арены, потому что Федун вкладывает свои средства. Когда тратишь свои, всегда их считаешь. Когда чужие — нет. Вот купил «Зенит» Халка за пятьдесят пять миллионов, а Витселя — за сорок миллионов. Кто их теперь купит за такие деньги? В Европе ведь не дураки! Кому нужен Витсель за сорок миллионов?! Если только Роману Абрамовичу. У него денег много, ему все равно, что покупать.
— Значит, расставание с Газпромом не сулит «Зениту» ничего страшного?
— У нас газ уже стоит почти как в Европе. Хотя в рекламе говорят, что мы самая крутая газовая страна в мире. А цены на бензин?! Это же вообще ненормально! Другой монополист, РЖД, хочет отменить плацкартные вагоны. Они думают, что бабушка поедет в купе за пять тысяч?! Когда клубы лишатся поддержки госмонополий, у них уже не будет таких серьезных покупок. Руководство не раз подумает, прежде чем брать игрока за двадцать миллионов.