О «Зените» Мирчи Луческу и второй команде, возглавляемой Владиславом Радимовым, мы знаем достаточно. Что происходит с «молодежкой» сине-бело-голубых, ушедшей на перерыв в чемпионате на четвертом месте и отправляющейся в пятницу на заключительный зимний сбор на Кипр? Помогал разбираться с этим нападающий Ефрем Вартанян, за время зимней паузы успевший стать лучшим бомбардиром Мемориала Гранаткина-2017 в составе сборной Санкт-Петербурга. Рассказал 18-летний футболист и о том, насколько нелегко современной молодежи совмещать попытки становления профессиональными футболистами с учебой.
С армейцами будет тяжело
— Чем сейчас живет зенитовская «молодежка»?
— Мы готовимся к возобновлению сезона, тренируемся раз в день. При этом не могу сказать, что работаем исключительно на «физику», есть и техническая подготовка. Второй сбор пройдет на Кипре, проведем несколько контрольных матчей и постараемся окончательно набрать форму.
— Насколько состав изменился после первой части сезона?
— Честно говоря, сейчас достаточно много тренируется ребят, которых не было в первой части сезона. Наверное, это связано с тем, что много ребят 1998 года рождения пошли на повышение в «Зенит»-2. Соответственно, освободилось место в «молодежке».
— И как они себя проявляют?
— Это мои одногодки, есть и те, кто немного младше. Видно, что в Академии очень хорошо готовят футболистов, потому что уровень практически не отличается. Не могу сказать, что разница в год совсем незаметна, но она минимальна.
— «Молодежка» в чемпионате идет на четвертом месте. Выделяется ли на общем фоне ЦСКА, у которого на девять очков больше?
— Да, у них очень хорошая команда. Не просто же так несколько ребят уже играют даже в главной команде. Чалов и Гордюшенко, например. Сильная команда. Но мы все равно постараемся их догнать и победить в чемпионате.
— Именно игрой с армейцами и возобновляется чемпионат.
— С одной стороны, после отпуска и сборов у нас будет много сил. Но без раскачки играть с прямым конкурентом… Было бы лучше, если бы перед игрой с ЦСКА мы провели несколько матчей.
— Вы следили за Юношеской Лигой УЕФА, где ЦСКА обыграв и «Байер», и «Монако», и «Тоттенхэм», вышел в 1/8 финала турнира?
— Да, конечно. ЦСКА и в России, и на европейской арене показывает свой уровень. С ними будет тяжело.
Симутенков спокойный, личных бесед с Радимовым не было
— Вы стали играть при Игоре Симутенкове осенью прошлого года. Насколько легко дался дебют за молодежную команду?
— Меня стали привлекать к тренировкам за несколько месяцев до выпуска из Академии. В матче с Тулой волновался, потому что дебют, со «Спартаком», потому что это «Спартак», но чисто психологически было сложнее в матче с «Оренбургом». Оставалось не так много времени до финального свистка, соперник давил, поэтому я не имел права ошибаться, иначе команда потеряла бы очки.
— Сейчас, наверное, рассчитываете стать игроком стартового состава?
— Да. По крайней мере, я постараюсь все сделать для этого на сборах. Хочу играть больше.
— Какой он, Игорь Витальевич? Жесткий тренер?
— На самом деле, он очень спокойный. Игорь Витальевич четко обрисовывает то, что каждый должен делать на поле. Все предельно понятно.
— А кто дал вам путевку в большой футбол?
— В «Смене» я начинал у Ивана Евгеньевича Шабарова, у него же и заканчивал Академию. Были и другие тренеры, которым я благодарен, но самый большой вклад в мое футбольное развитие сделал именно Шабаров. Стараемся поддерживать связь до сих пор.
— Порядка восьми человек из «молодежки» как раз и сыграли на этом турнире. Игроки «основы» в первой части сезона плюс несколько новичков, приехавших буквально недавно.
— Может, поэтому команда стала лишь шестой?
— Просто так прийти в команду и сразу заиграть хорошо — очень сложно. Но и фактор случая сыграл свою роль, «Зениту»-2 во многом не повезло. Я был в СКК на одной из игр. Ходил бы чаще, да игры совпадали с учебой в Университете.
— Лучший бомбардир Мемориала Гранаткина вызов на этот турнир не получил…
— Да, я, конечно, надеялся, что и мне предоставят шанс… Но другие ребята заслужили вызов, ведь они и на сборы с «Зенитом»-2 ездили и неплохо там себя проявили.
— Знакомы ли вы лично с Радимовым?
— Можно сказать, что знаком, но личных бесед о каких-то моих перспективах не было.
Каккоев в главной команде — хороший пример
— Станислав Уткин начал подготовку к Мемориалу Гранаткина со сборной Санкт-Петербурга, но затем был привлечен Михаилом Галактионовым в сборную России. Рассчитывали на то же самое?
— Изначально мы не думали, что даже Стаса в сборную возьмут. Когда его вызвали, некоторые наверняка подумали, что и их позовут. Мы ведь толком не знали, на какие позиции нужны игроки… Новый тренер, непонятно, какие требования, что и о ком он думает.
— Насколько было принципиально обыграть в полуфинале турнира национальную команду?
— Конечно, хотелось показать себя главному тренеру сборной. Но больше хотелось выйти в финал, забить команде, которая до этого ни разу не пропускала.
— По ходу турнира Галактионов признался, что в составе сборной Петербурга ему очень понравился один игрок.
— Да, мы слышали об этом. Каждый наверняка думал о себе (улыбается). Но тему эту не обсуждали.
— Защитник Никита Каккоев, ставший лучшим игроком турнира, ездил на сборы с «Зенитом» в Испанию.
— На мой взгляд, это очень хороший пример того, как можно себя показать на турнире и что это впоследствии даст.
— Как была воспринята ваша индивидуальная награда тренерами «Зенита»-м?
— Не знаю, потому что никто ничего особенного мне не говорил. Работаю и тренируюсь вместе со всеми, на общих правах.
Не Лесгафта, а Университет аэрокосмического приборостроения
— Вы вскользь сказали о своей учебе. Насколько тяжело современному молодому футболисту совмещать профессиональный футбол с обучением?
— Достаточно непросто. Я благодарен Университету аэрокосмического приборостроения, потому что ко мне относятся с пониманием, идут на уступки. Иногда дают задания на дом, я что-то могу наверстать. Учусь на экономическом факультете, а направление — реклама в торговой деятельности.
— Почему такой выбор? Почему не Университет имени Лесгафта?
— Говорят, что футболист должен быть хорош не только на поле, но и умным человеком являться. Не могу сказать, что выбор Лесгафта неправилен, там учатся и золотые медалисты. Но я хотел чего-то другого, быть не тренером, а развиваться в иной сфере.
— В 18 лет уже не видите себя тренером?
— Возможно я приду к этому позже, уже поиграв. Но на данный момент не склонен быть тренером.
— Среди преподавательского состава много болельщиков «Зенита»? У вас уже просили автограф Мирчи Луческу?
— (Смеется.) Есть те, кому нравится футбол и кто болеет за «Зенит», но автографы никто не просит.
— Получается, у вас сейчас идет первая сессия?
— Да. Надо еще сдать два экзамена. Учил все ночами, чтобы сдать.
— В команде за оценками следят?
— Конечно. И в «Зените»-2, и в «молодежке» тренерам не безразлично, как мы учимся. Но у меня никогда проблем не было. И в школе с учебой все было хорошо, и сейчас в университете. Мне кажется, современное поколение думает о будущем, понимает, что необходимо саморазвитие.
С армянским гражданством в РФПЛ будет тяжело
— Этот вопрос наверняка возникнет у наших читателей. У вас наверняка есть армянские корни, где вы родились?
— Родился недалеко от Петербурга, в маленьком городе Волосово. А корни армянские благодаря папе.
— Есть ли дилемма, за какую сборную играть — Россию или Армению?
— На данный момент больше склоняюсь к сборной России. Да и с армянским гражданством в России будет сложно, сразу стану легионером, а значит, шансов играть в премьер-лиге будет еще меньше.
— Но вы уже получали вызов в одну из юношеских сборных России, правильно?
— Да. Порядка пяти-шести турниров провел за сборную 1999 года рождения, а в отборочном раунде чемпионата Европы-2016 даже гол забил. У меня где-то пять мячей за нашу команду. Теперь ее будет тренировать Михаил Галактионов.
— Кто ваши лучшие друзья в «Зените»?
— Сергей Рудакович и Максим Левин (оба из зенитовской Академии. — «Спорт День за Днем»). Хотя, на самом деле, не стоит кого-то выделять, потому что мы все в «Зените» дружим с детства.