• Двукратный олимпийский чемпион Сергей Стариков: Чтобы выжить, брался за любую работу

    31.05.07 16:01

    Автор: Спорт день за днём

    ЦСКА 1970–1980-х годов… Команда-легенда, команда-мечта. Один из мастеров той великолепной дружины – неоднократный чемпион СССР, многократный чемпион мира, двукратный чемпион Олимпийских игр защитник Сергей Стариков. Сегодня он живет в США, в городке Гринбрук. Корреспондент «Спорта» связался с бывшей звездой армейцев.

    Перебраться в НХЛ помог Горбачев

    – Сергей, хоккейные болельщики со стажем помнят, с каким скандалом уезжали в НХЛ первые российские звезды – Вячеслав Фетисов и Игорь Ларионов. У вас тоже были проблемы?
    – Весной 1989 года наставник ЦСКА и сборной СССР Виктор Тихонов отчислил меня из команды. Причиной стало письмо, опубликованное некоторыми армейцами, в том числе и мной, в газете «Советская культура», о методах работы главного тренера. На чемпионат мира 1989 года я, естественно, тоже не попал. Но не только ссора с Тихоновым стала основанием для нашего отъезда за границу. Еще после зимней Олимпиады 1988 года на приеме в правительстве Михаил Горбачев сказал буквально следующее: «Армия вас содержать уже не будет. Нет денег. Определяйтесь, рапорта всем подпишем». Тихонов тоже не церемонился: «Сезон в ЦСКА ты еще доиграешь, а потом определяйся». У меня были варианты с другими клубами высшей лиги, но я принял приглашение Вячеслава Фетисова. Он уже договорился с «Нью-Джерси», когда позвонил мне и предложил отправиться за океан вместе. В Монреале уже полным ходом шел драфт, и на раздумья Слава дал… 15 минут. «В каком раунде тебя выберут – уже неважно, главное, чтобы права на Старикова принадлежали ’’Дэвилз’’, – добавил Фетисов. Вот так летом 1989 года я оказался в тренировочном лагере «Нью-Джерси».

    ­– Как сложилась ваша карьера в НХЛ?
    ­– Я длительное время не тренировался, только поддерживал форму: бегал, катался. Полсезона отыграл за «Дьяволов», а потом приехал Алексей Касатонов, и получилось так, что среди шести защитников команды оказалось трое русских. Стало ясно, что кто-то из нас поедет в фарм. Этим лишним оказался я.

    Из Нью-Джерси отправился на курорт

    – Вы стали заложником политики клуба?
    – Мне не хотелось выяснять отношения. Я, конечно, расстроился, хотел вернуться домой, но меня убедили остаться. Наверное, помните, что тогда творилось в России.

    ­– Не пожалели?
    – В фарм-клубе все было то же самое, что и в «Дэвилз»: полнейший профессионализм, все четко выстроено. Я там неплохо стал играть, даже забивать, хотя считался защитником оборонительного плана. Меня уже собирались переводить обратно, но помешала травма. Вторая попытка вернуться в основной состав «Нью-Джерси Дэвилз» тоже окончилась неудачей. Команда играла в плей-офф. Если бы «Дьяволы» пошли дальше, мне гарантировали, что я выйду на лед. Но наша команда проиграла и вылетела из плей-офф, а я так и не надел форму «Дэвилз».

     

    – Когда окончательно повесили коньки на гвоздь?
    ­­– Ну, я еще прилично поиграл. Из «Нью-Джерси» в 1991 году перебрался в Калифорнию, в Сан-Диего. Выступал за один из клубов АХЛ. Там со многими нашими встречался: Александром Юдиным, Михаилом Шталенковым, Артуром Ирбе, Дмитрием Квартальновым. В Сан-Диего вообще курорт, приятно жить и работать. А тут предложение поступило из Питтсбурга – поработать для «Русских пингвинов». Как раз образовалась эта организация (совместный проект ЦСКА и «Питтсбурга». – «Спорт»). Два года работал в Москве скаутом и занимался PR. А когда в 1995 году «Русские пингвины» развалились, вернулся в Америку. Попытался устроиться в «Нью-Джерси», но не получилось. Началась «эмигрантская» жизнь: брался за любую работу.

    Для моих воспитанников важнее образование

    – Сложно представить олимпийского чемпиона грузчиком…
    – А что делать? Надо было деньги добывать, семью кормить. Работал и упаковщиком, и водителем, и на стройке, и траву косил. А потом встретил приятеля из Белоруссии, тоже бывшего хоккеиста, Игорем зовут. Объединившись, создали детский хоккейный клуб и назвали его «Джерси Пингвинз». Начали с двух команд, а сейчас у нас полнокровный клуб – занимаются около 200 детей. Уровень школы? Не «Золотая шайба», может, чуть посильнее. Я не только хозяин, но и наставник, веду занятия. Здесь нет квалифицированных тренеров. Если ты нашел человека, который умеет кататься на коньках, ты должен быть счастлив.

    – Ваши воспитанники играют в профессиональных клубах?
    – Здесь система немного другая. Мы никого не передаем в профессиональные команды. Игроки сами определяют свою судьбу. Они идут в колледж, чтобы не платить за учебу. Даже важнее, чем в профессионалы попасть. Конечно, из колледжа их могут пригласить в профи, они уже решают – учиться им дальше или играть в хоккей в профессионалах.

    – В Россию наведываетесь?
    – Очень редко. В бизнесе каждый день что-нибудь приносит или отнимает. Надо всегда быть на месте, контролировать ситуацию. В ноябре прошлого года впервые за много лет выбрался в Москву на пять дней.

    – Какие впечатления остались?
    – Двоякое чувство. Во-первых, уже не осталось старых связей. Вроде люди говорят на русском языке, а жизнь идет по-другому. Хоккей посмотрел, но на меня сильного впечатления он не произвел.

    – А в Челябинске, где начинали свою карьеру в «Тракторе», давно не были?
    – О! Давно. С тех пор как уехал за океан.

    ЦРУ считает меня коммунистом

    – Ваша мама говорила, что вам не удалось даже приехать на похороны отца.
    – На тот момент у меня закончилась грин-карта, и я не мог покинуть США.

    – У вас разве нет американского гражданства?
    ­– Нет. Я гражданин России.

    – Желание стать американцем не возникало?
    – Я пробовал. Все же 15 лет здесь живу. Но помешало членство в компартии. Американцы как узнали об этом, сразу сказали: «нет». Конечно, так прямо не заявляют, а дипломатично: как посмотрит на это ЦРУ? (смеется.) Вот дети – граждане США.

    – Чем они занимаются?
    – Илья, ему 25 лет, – ветеринар. Ксения, ей 21 год, учится в колледже на историческом.

    – Отношения с партнерами по команде – Фетисовым, Макаровым – поддерживаете?
    – Созваниваемся периодически. Фетисов сейчас занятой человек. У нас с ним разные уровни. Просто так встретиться, поговорить о прошлом? Если ему что-то интересно, он, конечно, выслушает…


    Читайте «Спорт день за днём» в
    Подпишитесь на рассылку лучших материалов «Спорт день за днём»