Живая легенда французского футбола, посвятившая более 40 лет тренерской карьеры «Осеру», считает, что Бразилия не выйдет в финал домашнего мундиаля, и ждет отечественного тренера во главе сборной России.
Откуда он?
Кажется, что это — добрый дух любого турнира. Он выглядел точно так же 15 лет назад — Лепрекон с забавной походкой и проницательным взглядом. Ги Ру стал тренировать «Осер» в 1961-м году и смог его окончательно покинуть только 9 лет назад. В Бразилию он приехал на свой 14-й чемпионат мира в качестве эксперта. Во всяком случае, так сказал Ги Ру двум колумбийским журналистам, которые… не признали в старичке в смешной курточке замечательного тренера и менеджера. Мне довелось смотреть матч Бразилия — Колумбия в компании 75-летнего гуру и двух людей, сначала не понявших, с кем имеют дело.
— Откуда вы? — стандартным тоном поинтересовался у Ги Ру журналист колумбийского радио за пару минут до стартового свистка.
— Я из Франции, — ответил тот, нисколько не оскорбившись и не приняв надменный вид. — Когда-то я тренировал «Осер», знаете, была такая команда? Работал в ней более 40 лет…
Колумбийцы в замешательстве. То ли собеседник — сумасшедший, то ли им следует залиться краской от собственного невежества.
— Вот этого я знаю, — не меняя несколько блаженного выражения лица продолжил Ру, из-под виевских век глядя на экран. — Марио Йепес. Играл у нас во Франции. Нормальный защитник был у «Нанта»… А ваш Джеймс Родригес мне очень нравится, очень! Надеюсь только, что рефери сегодня ничего не будет придумывать.
Колумбийцы начали понимать, что им дарована редкая возможность. Начали радостно кивать и принимать более подобострастный вид. Достали блокноты и приготовились записывать умные мысли мэтра.
Но Ру и здесь выступил по-своему. Едва прозвучал стартовый свисток, он надел очки, приладил их к носу, после чего… уронил голову на грудь и уснул, приведя колумбийцев в шок. Лишь два раза француз на мгновение ожил — когда Тиаго Силва забил свой мяч, и еще раз, чтобы громогласно чихнуть. Журналисты крутили головой, но что делать — 75 лет человеку! Одуревали и два волонтера, сидевших неподалеку — играет Бразилия, как можно спать?!
Зато здоровый сон помог Ги Ру восстановить силы. Сразу после пробуждения мне удалось упросить его на интервью. Ру очень жалел, что я не могу говорить с ним на французском (если не считать красивые извинения за сей факт), но в итоге смог объясниться с помощью немецкого и английского.
Не бразильский футболист
— Мсье Ру, проводите, пожалуйста, сборную Франции домой добрым словом.
— У Франции хорошая сборная, она сыграла приличный матч. Но у Германии — опытная команда, в которой костяк составляют футболисты «Баварии». Да и первого быстрого гола можно было избежать. Просто в момент подачи изначально следовало находиться поближе к Хуммельсу, тогда бы тому не удалось выпрыгнуть на такой скорости и так четко приложиться к мячу. Потом уже было видно — Германия достаточно сильна, чтобы забить второй гол. Нам не на что пожаловаться — судили в этот раз на чемпионате сборную Франции отлично.
— Как оцените работу со сборной Дидье Дешама? Действительно ли его заслуга в том, что все изменилось по сравнению с 2010-м годом?
— Дешам отработал очень хорошо, потому что из 23 игроков он сделал команду друзей. Полтора месяца они готовились вместе к чемпионату мира, и не было никаких проблем внутри коллектива! Кроме того, наконец-то сборная хорошо взаимодействовала с журналистами. Каждый день с вашим братом общались либо игроки, либо тренер. Раньше так было не всегда. До Дешама, сборная, скорее, воевала с прессой, чем сотрудничала.
— Что ж, вашей симпатичной сборной больше нет, кто тогда ваш фаворит?
— Видите, Бразилия сильнее сегодня… Судья помогал ей пока только в первом матче, всего один раз. С тех пор — никаких проблем.
— Невозможно вам не задать дилетантский, но предельно простой вопрос: Месси или Неймар?
— (Пауза.) Неймар – боец. Месси, пожалуй, в меньшей степени. Но, что ни матч, то либо гол, либо пас. Если бы не Месси, Аргентины уже, возможно, не было бы на турнире.
— Открытия для вас есть на чемпионате?
— Джеймс Родригес вот мне нравится. У Франции многого может добиться Погба. У немцев молодые не стали для меня открытием. Бразильцев мы тоже всех знаем. У Голландии есть хорошие игроки, но они — давно не открытие. Роббен вот очень хорош. Помню, как он еще играл против моего «Осера»…
— Осторожно поинтересуюсь: смотрели ли вы матчи сборной России?
— Только один. У вас много молодых ребят и они были не так хороши. Думаю, через четыре года, когда в России пройдет Кубок мира, будет лучше. Мне кажется, ваша проблема в том, что в русской лиге играет слишком много иностранцев, а своим футболистам не находится места. Во Франции тоже много молодых, но уже большинство из них сами играют за границей. У вас много денег, следует просто тратить их на воспитание своих игроков. Об этом должны в первую очередь заботиться клубы. Вообще, я не очень слежу за вашим чемпионатом. Помню, играли с ЦСКА, еще с «Торпедо»… Я раза два был в России всего.
— А Фабио Капелло должен об этом заботиться?
— По мне вам лучше взять своего тренера, чтобы он работал с молодежью. Тогда придет результат.
Тут начался второй тайм. Ру больше не спал, реагируя живо и обращаясь к трем слушателям исключительно на жестком, как пружины никелированной кровати, но понятном английском.
— Смотрите, Неймар этот играет один. Зачем ему команда? Помните, как играли Пеле и Ривелино? А ведь они умели все…
Неймара унесли на носилках. Ги Ру уставился в экран, словно фотографировал растерянное лицо Фелипе Сколари.
— Родригес в «Монако» играет намного лучше. Но там ему помогает Окампос. Хороший аргентинец, очень! К нему уже сейчас присматривается «Реал», запомните.
Через минуту Давид Луис послал мяч со штрафного точно в «девятку» ворот Оспины. Ги Ру поднял сложенные пальцы вверх и стал объяснять.
— Если уж ставишь «стенку», так ставь пять человек. Потому что если там три или четыре, вратарь из-за голов не видит момент удара, а для полета мяча угол открыт. Неправильно сделал ваш Оспина, нужно было еще игрока ставить.
Чуть позже досталось и «хорошему» судье.
— Пожалел он Сезара, — разволновался в первый раз Ру, когда вратарь «селесао» сбил Бакку. — Форвард выходил один на ворота. Так что пенальти и красную еще давай!
Кровожадность Ги Ру, конечно же, нашла поддержку у колумбийцев. Через пару минут Сколари убрал с поля Халка. Я не выдержал.
— Мсье Ру, вам нравится Халк?
Француз долго пожимал плечами, потом изобразил культуриста в своей невероятной курточке.
— Не бразильский футболист.
Финальный свисток потонул в эмоциональной реплике Ги Ру.
— Мне не нравится Бразилия. Дергаются, постоянно фолят. Германия должна выиграть полуфинал. Обязательно.
Ги Ру покидал «Маракану», здороваясь и прощаясь с каждым, и фотографируясь с любым желающим. Немцы, все еще озадаченные возможной сменой Йоахима Лева, спрашивали:
— Мсье Ру, вы не хотите возглавить бундестим?
— Нет, я нужен Франции, — отвечал, разумеется, не меняясь в лице, Ги Ру. И конечно же, был прав.
Рио-де-Жанейро