Многократный призер международных соревнований по практической стрельбе Дина Гончарова – о том, что позволяет спортсмену находиться в топе лучших стрелков мира
Практическая стрельба – это не просто спорт, это настоящее искусство, требующее мастерства, концентрации и точности. Этот вид стрельбы сочетает в себе элементы динамики и тактики, что делает его уникальным и захватывающим для участников всех уровней подготовки. В отличие от традиционных дисциплин, практическая стрельба требует от стрелка умения быстро адаптироваться к меняющимся условиям, принимать мгновенные решения и демонстрировать высокую степень координации, поясняет одна из ведущих спортсменок мира в этом виде спорта Дина Гончарова. Обладательница бронзы Чемпионата Европы 2019 года, серебра панамериканских игр 2022 года, и шестого места чемпионата Мира 2022 года, по профессии она дизайнер интерьеров. Мы побеседовали с Диной Гончаровой о том, как ей удается гармонично сочетать два столь разных направления и какую пользу практическая стрельба приносит в повседневной жизни.
– Дина, практическая стрельба значительно отличается от пулевой и стендовой стрельбы. В чем заключаются основные различия?
– Практическая стрельба действительно отличается от пулевой и стендовой стрельбы по нескольким ключевым аспектам. Во-первых, это динамика. В пулевой и стендовой стрельбе стрелок чаще всего находится в статичном положении, сосредоточен на одной цели и работает в относительно спокойных условиях. В практической стрельбе же стрелок постоянно находится в движении, ему приходится быстро перемещаться между различными позициями и мишенями, что требует высокой степени координации и физической подготовки.
Во-вторых, это тактика. В практической стрельбе каждый этап может включать в себя различные препятствия и укрытия, что требует от стрелка умения быстро анализировать ситуацию и принимать решения на ходу. Это добавляет элемент стратегического мышления, который отсутствует в пулевой и стендовой стрельбе.
И, наконец, это разнообразие. В практической стрельбе мишени могут быть как статичными, так и движущимися, а также могут располагаться на разных расстояниях и под разными углами. Это делает каждый этап уникальным и требует от стрелка универсальности и адаптивности. Таким образом, практическая стрельба сочетает в себе элементы спорта, тактики и стратегии, что делает ее уникальной и захватывающей.
– Этот нестандартный вид стрельбы, сильно отличающийся от привычных стрелковых дисциплин, возник в 50-ые годы в США и спустя всего несколько лет захватил планету. Как Вы думаете, в чем секрет такой популярности?
– В Америке в 50-х годах задались вопросом, почему полицейские, отлично стреляющие в тире, критически снижают качество стрельбы в стрессовых ситуациях. Вот тогда и начали создавать стрессовые условия в программе подготовки. Название «практическая стрельба» говорит само за себя – это использование оружия максимально приближенное к боевой работе полицейского. Соревнования по этому виду спорта создают ощущение голливудского боевика. Под непрерывный грохот выстрелов, в обвесе с кобурой и магазинами спортсмены, молниеносно перезаряжая оружие, быстрыми, но выверенными шагами передвигаются по специальному коридору, напичканному различными мишенями. Многим интересно побыть в роли героя боевика или компьютерной стрелялки. У некоторых это перерастает в серьезное увлечение.
– Как в вашем случае? Среди Ваших достижений – бронза чемпионата Европы 2019 года, шестое место чемпионата мира 2022 года, серебро Панамериканских игр 2022 года и множество побед и призовых мест в других крупных международных турнирах. А как все началось?
– Вообще, по первому образованию я психолог, по второму – дизайнер. Сейчас работаю дизайнером интерьеров. Ни о какой стрельбе, и тем более о спортивной стрельбе даже не думала. Но где-то в середине двухтысячных друзья-охотники дали пострелять из настоящего охотничьего оружия. Мне очень понравилось, и я сразу захотела этим заниматься. Некоторое время мечта оставалась мечтой, но в один прекрасный момент я пошла на курсы по практической стрельбе, стала членом стрелкового клуба, купила себе первое оружие и теперь не мыслю себя без стрельбы.
– Ваши спортивные достижения – это результат профессионального отношения к делу. Как удается совмещать тренировки и работу?
– Когда я вышла на хороший международный уровень, я стала тренироваться в среднем три раза в неделю по плану, который мы разработали с серебряным призером чемпионата мира Павлом Торгашовым. Каждая тренировка длится около двух часов. Кроме того, несколько часов в неделю я посвящаю физической подготовке, в которую входят упражнения на силу, статику, выносливость, специальные упражнения, направленные на развитие баланса. Обычно крупные соревнования проходят шесть дней, пять из которых соревновательные. Каждый день этого стрелкового марафона мы выполняем несколько попыток в различных упражнениях, делая сотни выстрелов. Каждый выстрел требует максимальной концентрации. Иначе можно не думать о желаемом результате, особенно при высоком уровне соревнований и конкуренции за призовые места.
А если вернуться к вашему вопросу, то я нашла некую гармонию. Для меня стрельба – это не только возможность посоревноваться с сильными соперниками, почувствовать соревновательный дух. Для меня стрельба – это медитация.
– Когда вокруг раздаются выстрелы и требуется активное перемещение, это мало похоже на медитацию. А вы не только сохраняете спокойствие, но и выигрываете масштабные соревнования. В 2022 году на чемпионате мира в Таиланде, где было больше 1300 представителей из 76 стран, вы вошли в топ-6 лучших спортсменок мира. Помогает ли вам не терять самообладание психологическое образование?
– Конечно, ведь самое главное в стрельбе, в любой стрельбе, как ни крути, это психологическая устойчивость. Без нее нельзя добиться успеха в любом виде спорта, но на психологии, можно так сказать, основан стрелковый спорт. Например, в 2022 году на чемпионате мира в Таиланде, уверена, что даже при самой выдающейся спортивной форме, без психологической подготовки я бы не смогла войти в топ-шесть спортсменок чемпионата.
Умение сконцентрироваться на каждом выстреле, отрешиться от всего происходящего вокруг – самая настоящая медитативная практика. Никакого противоречия здесь нет, это я вам как бакалавр психологии говорю.
– Какими еще качествами должен обладать практический стрелок и что нужно, чтобы добиться в этом виде спорта результатов?
– Девиз практической стрельбы – «Точность, Мощь, Скорость». По нему уже можно понять, что психологическая устойчивость в практической стрельбе это многое, но далеко не все. Чтобы показывать, скажем так, средние результаты, хватит регулярной стрелковой практики. Если спортсмен хочет показывать высокий уровень, то, как в любом виде спорта, необходима комплексная программа подготовки, включающая в себя разноплановые элементы. В целом, грамотное построение тренировочного процесса, учитывающего множество индивидуальных и специальных качеств, я считаю, невозможно без опытного наставника. Мой первый тренер Александр Шаврин, долго проработавший в московском стрелковом клубе «Объект», поставил мне необходимую базу. Работа с тренером, которому доверяешь – один из ключевых моментов, без которых достижение высокого результата невозможно.
– Вы участвуете в крупных международных соревнованиях, в континентальных и мировых чемпионатах на уровне сборных команд, у Вас есть спонсоры. Как обстоят дела с уровнем доходов спортсменов в вашем виде спорта?
– Практическая стрельба – это не футбол, не баскетбол и не теннис. За редким исключением спортсмены оплачивают наше любимое хобби сами. А стрельба – это не самое дешевое занятие: оружие, патроны, поездки – на все это нужно зарабатывать. Хорошо, когда есть спонсоры, но это история индивидуальная и не гарантированная. Конечно, хорошие результаты способны привлечь компании, работающие на нашу целевую аудиторию – все что связано с оружием, а это весьма большой рынок. У меня несколько контрактов с производителями оружия и стрелковых аксессуаров, поэтому мне и другим ребятам, входящим в стрелковую элиту, можно чувствовать себя в финансовом плане относительно спокойно. Планировать выезды на интересующие меня тренировочные сборы, участвовать в интересующих меня матчах, приобретать необходимое оружие и экипировку, а в таком технически сложном виде спорта это очень важно.
– Среди ваших спонсоров – крупнейший магазин товаров для практической стрельбы в Европе IPSCstore и официальный представитель производителя оружия из Израиля BUL Armory. Полагаю, они тоже имеют выгоду от вашего сотрудничества?
– Конечно, это процесс обоюдный. Например, я точно знаю, что продажи у BUL Armory увеличились на 80 процентов на территории Литвы и Эстонии с тех пор, как мы начали сотрудничество. Другое дело, что они всегда внимательно подходят к вопросу выбора спортсменов, которых будут экипировать. Его репутация должна быть безупречной, перспективы – серьезные. Поэтому, чтобы рассчитывать на такую помочь, нужно сильно постараться и иметь большие амбиции.
– Кстати, об амбициях. Какие у вас планы на будущее?
– Как у любого действующего спортсмена, мои планы связаны с совершенствованием навыков и работой над ошибками. Качество этой работы мы регулярно проверяем на соревнованиях. Стрельба при правильном подходе обеспечивает спортивное долголетие. В нашем виде спорта много возрастных спортсменов, которые занимают самые высокие места, поэтому времени для будущих побед у меня еще очень много. Остальные планы связаны с работой. Сравнительно недавно я открыла свою студию и сейчас активно погружена в работу. В общем, в планах продолжить заниматься тем, что мне нравится.