Пусть и покажется это преувеличением, но концовка сезона, выданная Вагнером, отсылает в достаточно уже давнее, но такое славное прошлое: к достижениям Марио Кемпеса (чемпионат мира 1978 года) и Сальваторе Скиллачи (чемпионат мира 1990 года). Оставим в стороне уровень индивидуального мастерства, не будем принимать во внимание значимость турниров, проигнорируем тактические особенности, свойственные разным футбольным эпохам, — не в этом суть. Просто от аргентинца Кемпеса и итальянца Скиллачи, так уж сложилось, ждали забитого мяча (а лучше двух) в каждом матче, и форварды штамповали свои голы, один краше и важнее другого, как по заказу. Разница между звездными вспышками Кемпеса и Скиллачи лишь в том, что Аргентина стала чемпионом мира, а Италия нет.
Нет, серьезно, на «ленточке» чемпионата России я лично следил за армейским бразильцем именно через эту призму. И Вагнер Лав, оправдывая ожидания, не просто вышел на высокий средний процент результативности, а буквально организовал свой личный конвейер. За два месяца, с 14 сентября по 16 ноября, он принял участие в девяти матчах чемпионата России, забив в них двенадцать мячей и отметившись четырьмя результативными передачами. Ну и все свои желтые карточки (тоже числом четыре) он именно в этот период заработал. Не удивлюсь, если позже выяснится, что за эти девять недель бразилец зачал ребенка, изловил гигантского голубого марлина, сделал состояние на биржевых спекуляциях и стал владельцем лучшей в Бразилии школы самбы. Это называется поймать кураж.
И уж если пришло на ум сравнение Вагнера с форвардами прошлых лет, уж если довелось их невзначай запараллелить, то вот вам не только сходство, но и различие: карьеры Кемпеса и Скиллачи сложились таким образом, что чемпионаты мира, на которых они стали лучшими бомбардирами (напомню: 1978-й и 1990-й соответственно), явились для парней истинно звездным часом. Ни до, ни после этих ярчайших снайперских вспышек Марио и Сальваторе не блистали. А Вагнер, во-первых, еще достаточно молод и может быть уверен, что у него все впереди, а во-вторых — четыре года подряд человек на наших глазах неуклонно прогрессирует.
И главное, изо всех своих бразильско-российских сил мечтает о чемпионате мира 2010 года.
Факты
Усушка-утруска
Словацкому легионеру Мартину Якубко остается только удивляться превратностям судьбы. Дело в том, что половину минувшего сезона форвард провел за «Сатурн» (семь матчей, два гола), а потом тихо-мирно перебрался с юга Подмосковья на север, в «Химки» (15 матчей, два гола). Известие, что родные для него команды получили указание срочно объединяться, застало Мартина врасплох. Ведь в одну реку, как известно, дважды заходить не рекомендуется, да и конкуренция в новом клубе будет такая, что и подумать боязно.
Впрочем, мысли, одолевающие в эти дни Якубко, тревожат и еще добрую сотню футболистов. Ведь одних только легионеров через два подмосковных клуба, живущих главным образом за счет областного бюджета, прошло в сезоне-2008 почти четыре десятка. А запомнились более или менее приличной игрой человек пять, не больше. Якубко, кстати, был в этой когорте не самым худшим.
Парад щедрости
На фоне потрясающей голевой серии форварда ЦСКА Вагнера как-то потерялся еще один армейский легионер — серб Милош Красич. Конечно, когда бомбардир солирует с такой, как Вагнер, страстью, «подносчики снарядов» автоматически уходят на второй план. Однако внимательный зритель, конечно, не мог не обратить внимания на игру Красича, который не только концовку чемпионата, но и весь сезон в целом провел на высочайшем уровне. Порой создавалось впечатление, что у Красича и в самом деле два сердца: усталости этот парень не ведает в принципе и способен сохранять концентрацию с первой минуты матча до финального свистка. Очень ценное (и крайне редкое) качество.
Таким же, как Милош, солидным вкладом в общекомандную копилку (четыре результативные передачи за отчетный шеституровый период) может похвастаться еще один легионер — румын из «Терека» Флорентин Петре. Причем Петре еще и два мяча забить умудрился. Вот что значит опыт.
Коэффициент дырявости
Любопытно, что сезон-2008 нель-зя зачесть в актив ни одному из вратарей-легионеров. Так получилось, что в отличие от прошлых лет львиная доля хвалебных эпитетов, отпускавшихся в адрес голкиперов по ходу сезона, была адресована россиянам. Традиционно хороши оказались Игорь Акинфеев (ЦСКА) и Вячеслав Малафеев («Зенит»), «выстрелили» Сергей Рыжиков («Рубин») и Игорь Нарубин («Амкар»), подтвердил свой уровень Владимир Габулов («Динамо»).
А вот иностранцы как-то потерялись. Даже опытнейший Антонин Кински, славящийся своей стабильностью, выручал «Сатурн» далеко не так часто, как привыкла футбольная Россия. Самым же несчастным среди вратарей топ-класса, выступающих в премьер-лиге, следует признать хорвата Стипе Плетикосу. В 30 матчах он пропустил 39 мячей, изрядно подпортив личную статистику. И никому ведь не объяснишь, что виной столь неприличному «коэффициенту дырявости» служит в первую очередь не беспечность и непрофессионализм вратаря, а слабая организация игры команды в обороне. Ведь если бы не Стипе, «Спартаку» и восьмое итоговое место наверняка пришлось бы уступить.