О списке подарков, хороших и разных.
Эпизод первый: «Амкар» — «Сатурн» — 0:2. Кто кого боится
Какие такие детские страхи преследовали грамотного в общем-то защитника «Амкара» Ивана Черенчикова, когда он на 61-й минуте взял на себя организацию похорон родной команды? Нет ответа на этот вопрос. Да и вопрос, в сущности, риториче ский, поскольку ничего в восприятии и толковании эпизода не меняет.
Сказать, что владеющий мячом у правой бровки Черенчиков имел богатейший выбор, — ничего не сказать. Он мог обыграться с ближним. Мог залудить, не глядя, на половину поля соперника. Мог в конце концов вывести мяч из игры, отправив его в аут, хотя ровно никакой остроты потенциал момента не содержал. Черенчиков же сделал ход конем. Он развернулся лицом к своим воротам, присмотрелся внимательно к тому, что происходит вокруг, увидел барражирующего вдоль линии штрафной форварда «Сатурна» Кириченко и технично, с подрезочкой, набросил мяч ему на грудь.
Другой на месте Кириченко, глядишь, опешил бы и тормознул на всякий случай, не веря в свое счастье, а Кириченко почему-то не растерялся. На грудь — значит, на грудь. Мяч был с благодарностью принят, уложен на землю и уже вторым касанием отправлен в сетку ворот Нарубина.
Во взгляде тренера «Амкара» Димитара Димитрова, которому, судя по всему, недолго осталось рулить в Перми, можно было прочесть не только отчаяние, но и злобу. А и то верно: где еще, кроме России, он такой чудный контракт себе выкрутит? Где, Ваня?
Эпизод второй: «Локомотив» — «Спартак» М — 2:1. Кто на что учился
Левый защитник «Локомотива» Кузьмин, у которого, как принято говорить, светлая голова, одним-единственным пасом вскрыл глубокие пробелы в тактическом образовании, полученном в далеком детстве чехом Йиранеком и австрийцем Штранцлем.
Всем известно, что такое оборонительное построение, как «линия», предполагает абсолютное взаимопонимание квартета защитников и их максимальную взаимную страховку. Против «линии» есть, в сущности, одно, но очень действенное оружие: острый проникающий пас. Именно его и исполнил Кузьмин на 37-й минуте матча, превратив шансы «Спартака» на победу (или хотя бы на ничью) из реальных в призрачные.
Умница Кузьмин получил мяч в районе центральной линии, подработал его, уйдя на поперечном движении от Быстрова, и увидел, что Йиранек со Штранцлем потеряли не только друг друга, но и расположившегося между ними (за спиной Йиранека и во фронт Штранцлю) Минченкова. Кузьмин медлить не стал и выложил мяч строго в ту точку, куда никак не успевали спартаковцы, зато успевал набравший крейсерский ход партнер по команде. Это было идеальное исполнение. Минченкову осталось не потерять на скорости контроль над мячом и увидеть открытый угол покинутых Джанаевым ворот.
Молодой обедни не испортил. Даром что кличут его в команде Краучем, который, как известно, при всей своей внешней неказистости с мячом управляется на твердую пятерку.
Эпизод третий: «Крылья Советов» — «Москва» — 1:1. Кто красавец, кто дурак
За такие вещи защитников даже в детских командах казнят нещадно. Потому что всякий мальчишка, занимающийся футболом хотя бы год, обязан твердо знать, что как минимум две вещи делать ему запрещено: отдавать пас поперек поля и идти в обыгрыш, будучи последним защитником.
Один из этих неписаных законов уже на 16-й минуте грубо нарушил Епуряну. Получив мяч на своей половине поля, он поднял голову в поисках подходящего варианта развития атаки, и тут на него буквально из ниоткуда вывалился большой и страшный Коллер. Епуряну бы не мудрить и откатить мяч Жевнову, а он возьми да и устрой цирк.
В принципе, финт, который Епуряну попытался извлечь из своего технического арсенала, нередко, что называется, проходит — большей частью, правда, в «квадратах» и в «дыр-дыре». Вот его схематичное описание: ты организуешь сближение с оппонентом, находясь по отношению к нему полубоком, делаешь невыраженный замах ближней к сопернику ногой (имитация передачи внешней стороной стопы), тот автоматически реагирует, открывая «домик», мяч мягко в него пробрасывается ногой, являвшейся во время замаха опорной, а ты змеей скользишь мимо, уходя в отрыв.
Ты красавец, он дурак.
Но с Коллером такие штуки не проходят. Коллер на финт не купился, отнял у технаря Епуряну мяч, внедрился с ним в штрафную и вбил тяжелую бетонную сваю под перекладину гостевых ворот.