Кажется, так говорил своим игрокам незабвенный Валерий Овчинников, Борман — герой своего времени, девяностых годов прошлого века. Вот и сегодня наступают похожие времена. Вообще футбол и деньги — они как Ленин и партия. Близнецы-братья. Все, что происходит в клубах, должны оценивать финансисты, экономисты. Наверное, я в этом вопросе дилетант. Но, пережив не один дефолт и финансовый кризис, могу воспринимать этот процесс исключительно с эмоциональной точки зрения.
Помню, в 1991-м футболисты «Зенита», под руководством Юрия Морозова мечтавшие вернуться в высшую лигу, получали тысячу «деревянных» рублей. Вроде бы неплохие деньги, тем более для первой лиги. Но уже в начале 1992-го на них можно было купить разве что бутылку «паленой» водки. Хотя, может, что-то и на символическую закуску оставалось. Ничего, выживали как могли, и футбол все это время был отражением нашей жизни.
Потом наступил «черный август» 1998-го. В мгновение ока мы вновь оказались в… без денег. Никогда не забуду заголовок одной из центральных спортивных газет: «У России нет денег, зато есть “Спартак“!». Впрочем, были у России и другие клубы. Не такие популярные и брендовые. Например, петербургское «Динамо». Шестнадцать лет назад ситуация доходила до абсурда. Игроки команды Бориса Рапопорта, чтобы прокормить свои семьи, занимались частным извозом!
Минуло еще десятилетие, и случился вроде бы мировой финансовый кризис — 2008–2009, когда звездам пришлось несколько поумерить свой аппетит. Впрочем, тот кризис больше ударил по Европе, спустя несколько лет Россия вместе с ОАЭ и Катаром оказались едва ли не самыми платежеспособными в футбольном мире странами.
И вот постучался к нам декабрь 2014-го, а с ним очередной коллапс. Доллары, евро… Ну вы не хуже меня знаете. Опять выживать? Увеличивать зарплату Халку согласно курсу? Каждому — свое. Но что самое любопытное, питерское «Динамо» подошло к очередному кризису в том же состоянии! Полтора десятилетия прошло. Столько хозяев сменилось. Погибал клуб и возрождался. Однако как денег не было у старейшей питерской команды, так и нет. Задача — доиграть сезон, не сойти с дистанции? Какой в этом смысл? Чтобы в новом сезоне вновь решать задачи на безрыбье? Пока непонятно, каким образом ситуация повлияет на «Тосно». Команда стремится идти путем «Краснодара» — аллюром проскочить и второй дивизион, и ФНЛ. Вот только не получится ли как в песне Владимира Высоцкого: «Я на десять тыщ рванул, как на пятьсот, — и спекся»? А ведь есть в нашем регионе еще и любительские клубы, которые ставят перед собой определенные цели. Кстати, в этой связи мне близка позиция ФК «Петербург». Идти эволюционным путем. Построить в конце концов стадион, а потом (а возможно, параллельно) решать спортивные задачи. Кризис? Но ведь на этом жизнь не заканчивается?!