• Демократичные цены и полицейский эльф. Что мы обязаны перенять у англичан

    Как работают стадионы, полицейские, академии

    26.12.17 11:39

    Демократичные цены и полицейский эльф. Что мы обязаны перенять у англичан - фото

    Фото: EPA/Vostock-photo

    В России не только медленно играют в футбол, но и медленно его развивают. Вряд ли это для кого-то секрет. Можно бесконечно разглагольствовать о привлечении зрителей, жаловаться на платный контент и ругать нападающих, которые не забивают с двух метров. В Англии таким не занимаются: нет, за пинтой в баре можно услышать тысячу аргументов, почему главный тренер их национальной сборной Гарет Саутгейт — полный идиот, а Харри Кейн — лучший форвард всех времен и народов. Но никто не выходит за рамки обсуждения самой игры. Ведь все, что окружает футбол в Англии, — лучшее в мире. Корреспондент «Спорта День за Днем» знает, о чем пишет, — ведь при поддержке Британского консульства и фонда Thomson Reuters он съездил на четыре английских стадиона, базу «Шеффилд Юнайтед» и даже в полицейский участок.

    Туры по стадионам

    Столица Англии огромна, поэтому нельзя сказать, что «Эмирейтс» — стадион лондонского «Арсенала» — закинули далеко на север. От центра на метро можно добраться за 20-25 минут, после чего выходите на уютную улицу, где через пару сотен метров открывается вход на арену.

    Все службы работают без выходных — туры по стадиону, клубный магазин, музей можно посетить в любой день, кроме игрового, с 10 до 18 часов. Поэтому даже если вы пришли посмотреть на арену издалека, не планируя тратить деньги, сложно отказать себе в удовольствии хотя бы заглянуть в фан-шоп. Указатели сопровождают вас ко входу, а там включается механизм дальнейшего вовлечения. Стоит только зайти, как любезные сотрудники предложат вам сначала изучить варианты экскурсий по стадиону: можно, конечно, отказаться, но, с другой стороны, когда еще можно увидеть, из каких бокалов пьет один из владельцев клуба Алишер Усманов, постоять в раздевалке той самой «непобедимой» команды, погреть сиденье легендарного «профессора» Арсена Венгера? Соблазн слишком велик, а 24 фунта — вполне приемлемая за это цена. Фишка тура по «Эмирейтс» — никаких гидов. Нет, можно попросить рассказать за отдельную плату обо всем специального человека, но в век технологий его прекрасно заменяет небольшой планшет — цепляешь наушники и вперед.

    Я побывал в VIP-ложе, раздевалках, у скамейки запасных, прошел по туннелю, заглянул в зал для пресс-конференций, где у Венгера последние лет десять спрашивают об усилении состава. В итоге за один час я оказался и болельщиком, и тренером, и игроком, и журналистом, после чего прямой выход к фан-шопу, где уже сложно что-то не купить. Англичане монетизируют все — даже галстук Арсена Венгера, не говоря уже об игровой форме. Еще есть огромный выбор товаров для детей, ретро, кошельки, брелки, посуда. В итоге я оставил на «Эмирейтс» 40 фунтов. Мелочь для большого клуба, но что, с другой стороны, делает его большим?


     


    «Манчестер Юнайтед» дает в помощь большим группам остро­умного гида, который тут же попросит болельщиков «Ливерпуля» к нему не приближаться. У них заготовлено сразу несколько шуток про другие клубы, которые подчеркнут величие «красных дьяволов». Маршрут такой же — трибуны, раздевалки, выход из туннеля под Glory Man United и кресло Жозе Моуринью (хотя для кого-то — по-прежнему Алекса Фергюсона). Потом огромный музей — один из лучших в Англии — и фан-шоп.

    В России только три клуба — «Локомотив», ЦСКА и «Спартак» — могут предложить что-то подобное. «Железнодорожники» проводят экскурсии по субботам и в день матча, на ЦСКА вообще нужно записываться заранее, причем даты плавающие. «Спартак» использует свой стадион каждый день. Конечно, руководство условного «Амкара» вряд ли положительно отнесется к идее туров, скажут: «Да что нам показывать?!» Однако давние болельщики наверняка с удовольствием посмотрят, как живет клуб изнутри, пусть даже экскурсия будет небольшой, после чего — мы снова об этом! — оставят определенную сумму в клубном магазине. Для начала аттракцион может работать только в выходные...

    Цены

    Этому стоит посвятить отдельный пункт. Принято думать, что Лондон — самый дорогой город в мире и, соответственно, именно там самые высокие цены, в том числе и на футбольную атрибутику. Не верьте. Россия здесь вполне может конкурировать, а в чем-то опережать британцев. Оригинальная футболка того же «Зенита» из комплекта домашней формы стоит 9950 рублей, тогда как у «Арсенала» — 8550 рублей. Градация остальных цен примерно такая же. Обычная футболка у «Зенита» стоит 5499, а у «Арсенала» — 5199. И это с учетом кризиса, в котором пребывает рубль. Покупать «мерч» английских клубов дешевле, чем российских. И это относится не только к «Зениту» — обычная клубная куртка «Спартака» стоит 10 490.



    Более взвешенную ценовую политику ведут в «Локомотиве». На его сайте всегда можно найти акционные товары, а количество вещей постоянно пополняется. «Краснодар» тоже старается двигаться в этом направлении, но сравнивать количество товаров в магазине «Арсенала» или «Манчестера» с магазинами российских клубов — все равно что сравнивать влияние Шотландии и Англии на Соединенное королевство.

    Курс на постоянный рост цен в клубных магазинах задан в России около трех лет назад, до этого цены были доступнее, но товаров в доступных ценовых категориях больше не стало. Тому же «Зениту» пора научиться делать копии и продавать шарф Манчини и шляпу Боярского, «Локомотиву» — маленькие (шоколадные?) статуэтки Семина, а «Краснодару» — альбом с «Инстаграмом» Федора Смолова. Только тогда аудитория будет увеличиваться, ведь видеть на витринах на одно и то же многим надоело.

    Плюс необходимо расширять число магазинов — открывать их не только рядом со стадионом, где должен быть самый крупный отдел, но и по городу. И главное — не забывать о праздниках. Тот же «Арсенал» выпустил целую серию клубных товаров специально под Рождество, и их почти все раскупили. Система скидок тоже способствует покупательской активности. Нужно уважительно относиться к доходам населения и сопоставлять цены с ними, а не с европейскими стандартами.

    Наследие

    Что делать с огромными стадионами после чемпионата мира? Этот вопрос задают, кажется, все. И ФИФА на данный момент озабочена этим куда больше, чем Россия. Международная федерация футбола даже намерена выделить деньги, чтобы освоить объекты после турнира (а это не только сами арены, но и тренировочные базы и площадки) и не превратить их в «белых слонов». Лондон в этом плане — уникальное место, правда, там, если брать именно футбол, пришлось приспосабливать только один объект — Олимпийский стадион, который расположен на северо-востоке, в удалении от жилых построек.

    После Второй мировой войны это была загрязненная территория, на которой практически никто не жил. Химикаты, использовавшиеся во время боевых действий, в прямом смысле травили все вокруг. И многих удивило, что именно там решили возводить стадион под Олимпиаду. Однако замысел Лондона полностью оправдался — территория расцвела: строятся бизнес-центры, туда на выгодных условиях приходят компании, тем самым создаются новые рабочие места. Плюс — удобное расположение с точки зрения транспорта, так как перед Олимпиадой именно это место стало точкой притяжения.



    Уровень жизни в районе резко поднялся — люди стали не только зарабатывать деньги, но и заниматься спортом. Тот же огромный бассейн рядом со стадионом доступен для каждого жителя. Только за последний год сюда пришло около трех миллионов человек. Особенность же бассейна в том, что ты можешь оказаться на соседней дорожке с чемпионом мира.

    Стадион — отдельная история. После Олимпиады его реконструировали, и «Вест Хэм» стал проводить там свои матчи. Амбиции у клуба были большими, «молотобойцы» хотели конкурировать с топ-5. Но пока в спортивном плане команда мало кого впечатляет и идет на 17-м месте в АПЛ. Однако сотрудники стадиона, которые не имеют к клубу никакого отношения, а работают на стороннюю организацию, делают все, чтобы «Вест Хэм» было комфортно: ежегодные замены поля, обшив травой беговых дорожек, крыша, закрывающая болельщиков от дождя. Все это делается, чтобы не только район, но и стадион продолжал оставаться местом, где приятно находиться.

    Представители стадиона с гордостью заявляют, что именно к ним приезжают делегации из разных стран, чтобы перенять опыт адаптации арены. Олимпиада и чемпионат мира, конечно, разные вещи, однако и России предстоит решение важной задачи: как приспособить арены и другие сооружения к жизни после турнира.

    Академия

    «Шеффилд Юнайтед» барахтается в середине Чемпионшипа, чередуя победы с поражениями, и почти никогда не играет вничью. Зато в этом невероятно зеленом городе, где до сих пор помнят трагедию на «Хиллсборо», обожают футбол, поэтому местные стадионы всегда заполнены, где бы ни выступали «Юнайтед» и «Уэнсдей». Но все идет, как любят говорить футбольные чиновники, с самых низов — от детско-юношеского футбола. Сам Шеффилд — город с бесконечными спусками и подъемами, и вполне символично, что их академия находится на горе. Это миниатюрная двухэтажная постройка, внутри которой компактно располагаются столовая, тренажерный зал, класс для обучения, тренерская, большой холл, а в подвале — искусственное поле. На улице рядом с академией четыре натуральных газона.



    В большинстве английских академий, которые не коронуют себя рангом «топ», обучение бесплатное. Это же относится к академии «Шеффилда». Конечно, есть недосягаемые величины, как «Манчестер Сити», «Челси» или «Манчестер Юнайтед», где с родителей берут деньги, но те прекрасно понимают, за что они платят. В Шеффилде все скромнее, хотя все клубы с российской периферии могут им завидовать.

    Всего в школе занимаются около 150 детей, набирают их прагматично: лучше взять меньше, но подготовить лучше. К каждому возрасту прикрепляются свои тренер, физиотерапевт, доктор, которые ведут детей на протяжении всего обучения. Никто не скрывает, что профессиональными футболистами из этого списка станет только один процент.

    Годовой бюджет академии около 1,1 миллиона фунтов. Однако один трансфер Кайла Уокера из «Тоттенхэма» и «Манчестер Сити» позволит ей беспроблемно существовать ближайшие несколько лет — «Юнайтед», как клуб, воспитавший игрока, получил десять процентов от суммы перехода, то есть около пяти миллионов евро.



    Средняя зарплата тренера в академии около двух тысяч фунтов в месяц, поэтому не обязательно искать еще какую-то работу — этих денег вполне хватит для жизни в восьмидесяти километрах от центра. Стажировки предусмотрены для всех тренеров, однако они не ездят для этого в большие клубы. Примерно раз в полгода тренеры посещают большие семинары, в которых принимают участие специалисты из больших клубов.


    Полиция

    Главное полицейское управление, курирующее деятельность самых радикальных английских фанатов, расположено в Шеффилде. На ресепшен всех встречает сотрудник в шляпе эльфа и доброжелательно указывает на место встречи с главой Национального управления футбольной полиции. Мистер Марк Робертс сначала подробно расспрашивает о твоем роде занятий, потом начинает рассказывать о своей семье, что, в принципе, не свойственно полицейским. Вообще участок излучает атмосферу доброжелательности, ее же полицейские стараются использовать в работе с болельщиками. Но активная деятельность начинается только во время крупных турниров — как правило, фанатами занимаются клубы. Такая практика применима и в России.

    Марк Робертс рассказал, что парламент разрешил полиции отбирать паспорта у самых агрессивных хулиганов на время ЧМ-2018, то есть людей, находящихся в черном списке, просто не выпустят из Соединенного королевства. Конечно, это многим не понравилось, но, учитывая негативный опыт чемпионата Европы во Франции, это одна из немногих эффективных мер воздействия.
    Плюс полицейские отправят вместе с остальными болельщиками так называемых «культурных консультантов», которые будут сопровождать их во время турнира. В их обязанности входит организация досуга фанатов в дни, когда матчи не будут проводиться. Причем досуга «доброго».



    За последние полгода полиции удалось свести количество инцидентов с участием британских фанатов к минимуму. Отдельную роль здесь сыграло и отношение к фанатским группировкам со стороны английских футбольных клубов, которые предпочитают не ассоциировать себя с агрессорами.

    — В России окажутся максимум два-три хулигана. Уверен, это не помешает проведению турнира, — заявил Робертс.

    Отметим, что во Францию ездило около 10-11 тысяч человек, в Россию отправится больше. Ждем без камня за пазухой?

    Лондон — Санкт-Петербург

    Использованы фото: 
    EPA/Vostock-photo

    Читайте «Спорт день за днём» в
    Подпишитесь на рассылку лучших материалов «Спорт день за днём»