Современная история канадских хоккейных клубов напоминает ситуацию… с футбольным «Спартаком». Религиозное преклонение, всеобщая любовь и – отсутствие побед. После 1993 года – вечно вторые. Выход в финал Кубка Стэнли – потолок! Причем тот, кто добирается до финала, потом стремительно падает в аутсайдерское болото. Так было с «Оттавой», «Калгари», «Эдмонтоном», оказавшимися вне плей-офф нынешнего сезона.
Экономическая составляющая, которая вывела за скобки канадские команды в середине 90-х, ни при чем. «Виннипег» и «Квебек» перебрались в Штаты, когда канадские финансы пели романсы, а сейчас курсы долларов сопредельных государств вполне сопоставимы. Более того, «Торонто» и «Монреаль» записаны журналом Forbes в тройку самых дорогих хоккейных кубов мира. Они не просто самые дорогие, но еще и самые прибыльные и самые доходные. Журнал оценивает стоимость «Торонто» выше полумиллиарда долларов. Прибыль – 82 миллиона долларов. У «Монреаля» – 53. Даже безнадежный со спортивной точки зрения «Эдмонтон» приносит хозяевам 8 миллионов прибыли. И это на фоне убыточности ряда американских клубов, руководство которых все чаще задумывается о том, чтобы перебазироваться в Канаду. То есть бизнес-составляющая у канадцев великолепная, а ведь это, казалось бы, основа основ в современном североамериканском спорте.
Естественно, у каждой команды свои причины неудач. Как у Льва Толстого: каждая несчастливая семья несчастлива по-своему. «Эдмонтону» приходится раскошеливаться на «северную надбавку» – город не очень комфортен для жизни, так что свободных агентов можно привлечь, только переплачивая. По этой причине многие в НХЛ невзлюбили президента «Ойлерз» Кевина Лоу, но у него, по сути, нет пространства для маневра. У «Ванкувера» много дальних перелетов, в городе дождливый климат – не всякий может его переносить. Из-за этого, кстати, в крупнейшем городе Британской Колумбии количество суицидов выше, чем в среднем по Канаде. «Монреаль» никак не может утихомирить проблему двуязычия, порождающую лагеря, группировки, из-за чего многим там неуютно. В общем, если имеются альтернативы, то хоккеисты, пожалуй, выберут команды в более теплых и приятых регионах. Но ведь есть восхитительные мегаполисы – Торонто, Калгари и Оттава. Там не просто приятно жить, там проникаешься хоккеем. Александр Хаванов в 2005-м подписал контракт с «Мейпл Лифс», хотя «Даллас» предлагал ощутимо больше. Мотив вызывает уважение – играть в обстановке ажиотажа и предельной мотивации.
Для игрока аншлаги и внимание – отличный повод отдавать всего себя без остатка в каждой игре. Но руководителям клубов приходится постоянно заботиться о сиюминутном результате. Соответственно, о стратегическом планировании думать не приходится. Отсюда скоропалительные обмены и подписание возрастных, опытных игроков, которые, как видится генеральным менеджерам, сделают результат не в отдаленной перспективе, а здесь и сейчас. «Оттава» таким образом обожглась на Алексее Ковалеве и Сергее Гончаре. А ведь это статусные, высокооплачиваемые хоккеисты – смыслообразующие. В то время как все удачливые послелокаутные выскочки, напротив, доверяли молодежи и внимательнейшим образом относились к драфтам. А у того же «Торонто» только-только заиграли три своих выбора – Шенн, Кулемин и Раймер.
В общем, любовь не только одухотворяет и окрыляет, она еще и отнимает много сил, энергии. И на примере канадских клубов становится очевидным, что любовь ко всему прочему еще и обжигает. Каждый сезон – завышенные ожидания, вера в чудо. Чуда не происходит – и следуют отставки. Генеральный менеджер «Оттавы» Брайан Мюррей сразу же по завершении регулярки освободил от занимаемых должностей главного тренера Кори Клоустона и двух его помощников. Шаг понятный, но всякая отставка таит в себе неопределенность. И к тому же непонятно, кто придет вместо. «Эдмонтон» год назад ангажировал Тома Рени, о нем даже толерантнейший Павел Буре в свое время высказывался неодобрительно.
Впрочем, достается не только тренерам: в конце декабря генеральный менеджер «Калгари» Дэррил Саттер покинул свой пост не только из-за плачевных результатов, слабых обменов, но еще и из-за того, что из последних выборов клуба на драфте заиграл лишь швед Баклунд. Саттеры вообще славятся своим консерватизмом. Но консерватизм все чаще приводит к бесславию.
Канада – сильнейшая держава в мировом хоккее. Она дает великолепных игроков. Но клуб – это не только игроки, а еще и незашоренные, умелые, смелые управленцы. Видимо, здесь кроется причина многих неудач.