Португалия – страна прекрасного футбола и искреннего отношения к нему. При этом ни разу здесь не удалось поймать настроение, заставляющее мечтать о возвращении на ту или иную арену. Может быть, просто не там бывал, но вариантов действительно не так много…
Стадион «Алгарве», Фару/Луле (Estádio Algarve)
Это был мой первый Евро, точнее, маленькая его часть в виде одного-единственного матча Испания – Россия. Слава Малафеев и Влад Радимов готовились выйти на поле на «Эштадиу Алгарве» в первом матче команды Георгия Ярцева, я в одной туристической группе с их первыми женами на Мальорке. Сгорающий от нетерпения воткнуть в землю верстовой столб – первый посещенный матч чемпионата Европы.
Поездка была слишком скороспешной, чтобы молодой мозг смог оценить реальность. Фару показался заунывнее песен фаду. Дикая влажная жара усиливала запах тлеющих водорослей в лагуне, и только рыбный ресторан в порту скрашивал первое впечатление.
– Пожалуйста, нам портвейн. Бутылку…
– Не понял… Вы идиоты, или русские?
– И то, и другое…
Стадион «Эштадиу Алгарве» построили к Евро-2004 в приличном удалении от моря, между городами Фару и Луле. Потный автобус шел к нему чуть ли не час, отчего возникало желание выдернуть шнур и выдавить стекло, слегка путаясь в последовательности.
Когда двери открылись, арена предстала, словно анчар, как грозный часовой, что стоит один во всей Вселенной. Но никто не мог прийти на помощь, даже Пушкин. Пришлось перетаптываться в толпе по изнурительной жаре. Ждать время запуска на временную трибуну за воротами. Но когда там оказался, начал фотографировать каждую железную ступеньку в дырочку. Первый матч чемпионата Европы в жизни. Первое мгновение. Чувство омерзения от пропотевшего самого себя пришлось гнать за ближайший высохший куст.
В результат эта временная трибуна, забитая гостями из России, не верила, хотя та Испания была очень серой, а тренировал ее Иньяки Саес, которого потом справедливо вернули координировать юношеские сборные. Валерон забил единственный мяч в дальние от меня ворота, где зря метнулся Сергей Овчинников. Икер Касильяс в них же оказался успешнее – несмотря на то, что тренер Ярцев остался «очень недоволен и результатом, и игрой», Россия создала в первом тайме два стопроцентных момента.
Во второй раз я увидел «Эштадиу Алгарве» спустя 12 лет – и совершенно в другой обстановке. В Фару проходил тренировочный Atlantic Cup, в котором принял участие «Зенит». Торчащий, как гриб, посреди поля стадион снова стал центром притяжения, правда на нем не было ни зрителей, ни охраны. Ходить можно было куда угодно – хоть за ворота, хоть лезь на крышу. И от этого возникало сомнение – здесь ли был Евро-2004? Зато в феврале не жарко, а по дороге из Албуфейры на арендованном автомобиле можно было заезжать в маленькое кафе на лучший в мире кофе. По сей день уверен, что лучше, чем в Португалии, эспрессо не делают нигде.
«Зенит» Виллаш-Боаша обыграл здесь «Брондбю», «Эребру» и «Норчепинг», который за пару месяцев до этого стал чемпионом Швеции под руководством нынешнего тренера сборной Янне Андерсона. Петербург вышел в финал, который, впрочем, не состоялся: чешский «Яблонец» не ожидал, что дойдет до решающего матча, и не забронировал лишнюю ночь на сборе. В итоге решили плюнуть и больше не пугать мячом пролетающих птиц. А Вячеслав Караваев из «Яблонца» все равно через несколько лет перешел в «Зенит», так что ничего не потерял…
«Эштадиу Алгарве» с момента постройки (идея включить его в список стадионов Евро-2004 объяснялась необходимостью создать место силы на туристическом юге страны) жил довольно насыщенной жизнью, если учесть, что ни одной приличной футбольной команды в регионе нет – «Фаренсе» и «Лулетано», соответственно, из близлежащих Фару и Луле, болтаются в низших лигах.
Помимо трех матчей чемпионата Европы (помимо Испании, Россия здесь играла с Грецией (2:1), а в четвертьфинале Швеция проиграла Нидерландам по пенальти), арена приняла 14 матчей сборной Португалии (3 из них, кстати, прошли в 2021-м) и еще 12 сборной Гибралтара, чью арену, примыкающую к аэропорту, до 2018 года не признавали достойной проведения турниров УЕФА.
Стадион «Да Луж», Лиссабон (Estádio da Luz)
Домашняя арена «Бенфики» должна была оставить неизгладимое впечатление, но этого не произошло. Скорее всего, потому что матч мне достался крайне неудачный: первый тур Лиги чемпионов – 2014/15 «Бенфика» – «Зенит». Состав с Гайтаном и Энцо Пересом переживал закат, и когда «Зенит» забил быстрый мяч, хозяева вообще не смогли наладить отбор мяча, превратившись в развалившийся веник. Одна из самых легких побед Петербурга в Лиге чемпионов (авторы мячей звучат, как название эпохи – «Халк – Витсель»), унылая атмосфера, всего 35 тысяч зрителей, что едва больше от половины вместимости. При том, что алые изгибы фронтона «Да Луж» агрессивны, жизнеутверждающи и не заслуживали такой потерянной обстановки. Причем за всем этим еще и пришлось наблюдать откуда-то из-под крыши – в южных странах места для журналистов всегда делают высоко.
Единственное, что оставило след – символ «Бенфики», живой орел, которого в прямом смысле встретил в фан-шопе. Я рассматривал какие-то брелки, почувствовал, что мне кто-то сверлит взглядом спину. Повернулся – а птица сидит на столбике и смотрит на меня желтенькими глазками. Так что, когда ее традиционно выпустили полетать над полем перед началом матча, наблюдал за орлом, как за родным. Но полетал, видимо, плохо – в группе с «Монако», «Байером» и «Зенитом» «Бенфика» заняла последнее место…
Стадион «Драгао», Порту (Estádio do Dragão)
Примерно такие же ощущения остались и после стадиона «Порту», эмоции от посещения которого не сравнить с восторгом от самого города, который приходит во снах. И даже просмотр в одном из культовых пабов «по-португальски» матча «Реала» с «Барселоной» в компании коллеги Руслана Семенеева и Наталии уже два с половиной года, как Жидковой, по эмоциям затмил живой футбол. Печально.
«Воздушность» конструкции арены с проемами между козырьком и боковыми трибунами нельзя не оценить, но ее практичность вечера с холодным ветром ставят под сомнение. Внутренние помещения – особенно те, что люкс-класса – сделаны с максимальным вкусом, но если все это не «дышит»… Впрочем, на «Драгао», как и на «Да Луж», я был всего один раз. Могло показаться.
Хозяева снова не добились нужного результата в матче с «Зенитом», правда, пронзительно синие трибуны оказались забиты. Боление португальских северян своеобразное – своих поддерживают хаотично, а солидарность проявляется в злости на гостей. Бывший игрок «Спортинга» зенитовец Данни, отмечая гол в питерском матче, изобразил писающую собачку, и теперь его чуть не разорвали децибелами.
В остальном фон вокруг матча больше напоминал брюзжание, и результат получился закономерным. «Порту» вяло бился в «автобус» от Лучано Спаллетти, а Вячеслав Малафеев сыграл в декабре 2011-го матч своей жизни.
Стадион «Антонио Коимбра да Мота», Эшторил (Estádio António Coimbra da Mota)
Как раз перед тем самым матчем на «Да Луж» в 2014-м я дважды сгонял на вполне олдскульном поезде из Лиссабона в Эшторил, где работал бывший тренер «Локомотива» Жозе Коусейру – тот самый, без которого, возможно, никто не бы не поверил в Магомеда Оздоева, Тараса Бурлака и Максима Беляева. Во всяком случае, так, как Коусейру в начале их карьеры, к ним не относился никто.
«Эшторил» отнесся к гостю внимательно, не только подтвердив интервью с Коусейру, но и пригласив на матч примейры с «Насьоналем». Тем самым, что однажды выбил «Зенит» из еврокубков на последней минуте, и даже тренер островитян привез тот же – Мануэл Машаду. В остальном составы команд громких имен не несли, хотя тот «Эшторил» выжимал из себя максимум – команда Коусейру пробилась в группу Лиги Европы, где уже после моего визита проиграла дважды черчесовскому «Динамо» – 1:2 и 0:1.
Футбол был «тесный» – поле в Эшториле узковатое, да еще показалось, что в одну сторону заметный наклон. Сам 8-тысячник с одной высокой и остальными символическими трибунами словно брошен не очень меткой рукой среди жилых домов. Болельщиков было мало, но те, кто пришли, выжимали максимум эмоций. Это, плюс заниженные ожидания позволили тот поход на футбол оценить позитивно. В конце концов, только игра (хозяева победили 2:1 благодаря дублю защитника Бруну Мигела, который уж два года как завершил карьеру) и ничего лишнего. А дорога из Лиссабона и обратно вдоль воды – и вовсе чистейший бонус. Ради него стоило сгонять в Эшторил на следующее утро еще раз. И, конечно, ради интервью с Коусейру.
Муниципальный стадион, Портимао (Estádio Municipal de Portimão)
Просто обошел вокруг, благо арена в самом центре приморского Портимао. Середняк «Портимоненсе» рад, что этот 9-тысячник у него есть: в 2006-м году клуб из-за реновации арены «выгнали» на тот самый «Эштадиу Алгарве», и домашние матчи пришлось играть в 70 километрах. Именно на Муниципальном «Портимоненсе» сыграл свой первый и пока единственный еврокубковый матч – 18 сентября 1985-го португальцы обыграли «Партизан» 1:0 в Кубке УЕФА (ответный – 0:4).
Фото: EPA; fcporto.pt; ФК «Зенит»; Наталия Жидкова, архив автора