Пока условных Федоров Смоловых и Александров Головиных сватают в европейские чемпионаты, целая ватага российских футболистов уже вовсю осваивает заграницу. Например, петербуржец Даниил Сизько через то самое окно в Европу уехал в Латвию. О жизни и футболе в Прибалтике, выступлениях с Кузяевым и Могилевцом и двух высших образованиях 24-летний голкипер рассказал «Спорту День за Днем».
Стадион больше, чем все думают
— Что из себя представляет чемпионат Латвии?
— Восемь команд играют в четыре круга: сезон получается очень длинным, матчей много. Практически все команды очень неплохого уровня и при этом достаточно ровного. Лидер запросто может потерять очки в матче с командой из нижней части таблицы, и никто не будет удивлен.
— С какой российской лигой его можно сравнить?
— Команд 6-7 могли бы побороться с командами ФНЛ.
— Почему тогда ваш выбор пал на латвийскую лигу?
— Когда у меня возник вариант с переездом в Латвию, в России предложения делали только команды из второго дивизиона. Вариантов играть в ФНЛ на тот момент не было. Агент предложил пройти просмотр и подписать контракт с РФШ, мне стало интересно попробовать себя в Европе, поиграть за границей.
— Тогда предложений из ФНЛ не было, а минувшим летом или в преддверие зимнего трансферного окна они появились?
— У меня есть агент, он и привез меня в чемпионат Латвии. У нас не раз были диалоги о ситуации с возможным переходом. Решили, что этот сезон я доигрываю, а дальше видно будет. Я пока провел 15 матчей, статистика неплохая. До конца сезона осталось всего несколько матчей, тогда и станет понятно, уходить или оставаться.
— Согласно официальным источникам, стадион РФШ вмещает 500 зрителей, как обстоят дела с посещаемостью?
— Стадион заполняется, приходит даже больше полутысячи болельщиков. По протоколам, присутствует стабильно больше тысячи человек, трибуна полная.
— Люди стоят?
— Нет, просто стадион вмещает больше, чем указано в официальных источниках. Большинство людей сидит.
— Есть в России стереотип, что прибалты — люди чересчур спокойные. Футбольные болельщики в Латвии не флегматичны?
— Фанаты переживают, поддерживают. Перед тем, как уезжать в Латвию, я тоже слышал о спокойном характере местных жителей. Познакомившись с ними и отыграв сезон, понял, чтоони максимально похожи на российских болельщиков. Излишне флегматичными их не назовешь (улыбается).
— За пределами Латвии когда в последний раз ходили на футбол? Может, были на «Санкт-Петербурге»?
— К сожалению, пока сходить не успел. Практически постоянно нахожусь в Латвии, матчи проходят регулярно. Раз в полтора месяца приезжаю домой, но на футбол в Петербурге попасть никак не получается.
Цауня? У него очередная травма
— Многие переехавшие в Прибалтику, благодаря виду на жительство или визе путешествуют по Европе. Вы такой возможностью пользовались?
— К сожалению, нет, в этом году не удалось. Очень люблю Петербург, когда дают выходной, то сразу же еду домой к родным и близким.
— О Риге какие впечатления?
— Рига очень нравится! Старый город красивый. Недалеко находится Юрмала — приятный курорт. Там раньше еще «Новая Волна» проходила. Пляжи, море Балтийское. Холодное, правда (улыбается). А так и Рига, и Юрмала мне очень нравятся. Чувствую здесь себя как дома.
— Часто удается сходить куда-нибудь отдохнуть?
— На самом деле нет. Очень интенсивный тренировочный процесс. Я еще регулярно в тренажерный зал хожу. Так что во время сезона в основном тренируюсь. В свободное время, бывает, гуляю по старой Риге или книги читаю.
— За практически полный сезон не возникло необходимости выучить латышский язык?
— Латвия — самая русскоговорящая страна в Прибалтике. Так что на мое счастье, когда приехал, адаптироваться было достаточно легко. Проблем в быту не возникло. У нас до лета был в команде хорват Лука Перич — я с ним сдружился и в общении практиковался в английском. Немножко подтянул язык (улыбается).
— Сейчас в команде с кем-то лучше других общаетесь?
— У нас в команде есть белорус — Леонид Ковель — с ним неплохо общаемся. Ну и еще с парой ребят получше. Разумеется, и с латышами нахожу общий язык. Но за пределами тренировок редко с кем из них провожу время. Можно сказать, что крепких друзей себе не нашел.
— За РФШ выступает Александр Цауня, отыгравший пять лет в ЦСКА…
— К большому сожалению, он пока больше лечится, чем играет. Футболист очень хороший. Не тренировавшись полгода, приходит на занятия и выглядит очень здорово, просто один из лучших! Сейчас же он даже не тренируется с нами — очередная травма. Затрудняюсь сказать, с чем именно проблема. Слишком много у Цауни повреждений в последнее время.
Пойду получать второе высшее
— В первые годы карьеры вы вполне могли пересекаться с Далером Кузяевым, тоже воспитанном в петербургском «Локомотиве».
— Да, в этой команде мы года три-четыре выступали, еще будучи детьми. Потом вместе попали в Академию «Зенита», играли там. Ну а потом наши пути разошлись: я попал в дубль «Зенита», а он поехал в «Карелию». Мы с ним знакомы, даже год назад случайно встретились в Петербурге, пообщались. Хороший, немного застенчивый парень.
— За непродолжительный период в зенитовской «молодежке» ни с кем не успели сдружиться?
— Алексей Панфилов — мой лучший друг, с которым мы выступали в «Локомотиве», а потом и в молодежном составе «Зенита». К сожалению, из-за проблем со здоровьем он завершил профессиональную карьеру. С кем-то другим особо отношения не поддерживаю. Павла Могилевца видел летом. Встретились случайно на улице, пообщались, как и с Далером Кузяевым.
— Анатолий Давыдов, тренировавший «молодежку», чем запомнился?
— Под его руководством я играл примерно год. Он тренер строгий, максималист. Требует работать на пределе возможностей. Специалист хороший.
— Многие удивились, когда узнали о высшем образовании Далера Кузяева, окончившего СПбГЭУ. У вас тоже есть высшее образование не спортивной сферы.
— Закончил ИНЖЭКОН, который как раз с СПбГЭУ и объединился. Это лучшие петербургские экономические ВУЗы. Пять лет я совмещал футбол с учебой. В приоритете было получить высшее образование. Не ради корочки, а ради знаний. Ведь на спорте жизнь не заканчивается, высшее образование — хороший бонус. Думаю, мое обучение пока не закончено, пойду получать второе высшее.
— На кого в итоге выучились?
— На экономиста-менеджера. Работать могу не обязательно в спортивной сфере. Надо будет — получу второе высшее именно для работы в футболе.
Очень жаль, что «Русь» погибла
— Любопытный этап вашей карьеры — «Русь». Чем запомнился этот амбициозный петербургский проект?
— Для меня лично это был трамплин. Вообще же это был хороший и многообещающий проект. В команду набрали таких опытных игроков, как Константин Лобов, Олег Трифонов, Александр Евстафьев, Семен Мельников… И мне удалось поиграть со всеми ними. Очень жаль, что на третий сезон своего существования проект загнулся.
— И вы уехали в «Шинник».
— В Петербурге тогда дела стали плохо не только у «Руси», но и у «Динамо». Только «Зенит»-2 остался. Сейчас, конечно, ситуация с профессиональным футболом в городе намного лучше. Хорошо дела идут и у «Динамо-СПБ», и «Тосно» в премьер-лиге играет.
— По завершении этого этапа карьеры преобладает желание вернуться в футбол Петербурга?
— Этот вариант я рассматриваю. В любом случае, хороший зарубежный опыт получил. Для предложений из Петербурга готов, было бы приятно вернуться домой.
— Не задумывались, где еще за границей хотелось бы поиграть?
— Пригласят в более сильные зарубежные команды — буду только рад. Поеду и попробую свои силы. Мне лично нравятся чемпионаты Чехии, Швейцарии, Польши… Это уровень, близкий к российской премьер-лиге.
— В той же Швейцарии выступает Антон Митрюшкин. Не следите за успехами других российских игроков, выступающих за границей?
— Иногда в инстаграме попадаются фотографии. Я подписан на специальные страницы, на которых рассказывают о русских игроках за рубежом. К уезжающим за границу футболистам приковано определенное внимание. Людям интересно, что там происходит на чужой кухне. Иногда сравниваю свои выступления с игрой коллег, решивших попробовать свои силы за пределами России.