Это гораздо интереснее денег. Обычно, когда говорят о стадионе на Крестовском острове, вспоминают о черной дыре, в которую засосало деньги и время. Но давайте не будем такими занудами — преступников рассудит история, нам же достанется стадион, на котором предстоит смотреть матчи «Зенита», чемпионата мира, Кубка конфедераций. Каким будет этот стадион? В ответе не стоит упоминать цену, вместимость, высоту и другие характеристики — из них не складывается жизнь — она проявляется в совершенно конкретных ситуациях и мелочах. Корреспондент «Спорта День за Днем», побывав на стадионе и узнав много интересных нюансов, представил себе, как болельщик, будь то фанат или эстет, отправился смотреть туда матч «Зенита» и столкнулся с набором ситуаций.
Ситуация первая. Фанаты дают огня
Начнем с экшена. Матч «Зенит» — «Спартак», ноябрь, холодно, крыша стадиона закрыта. Вдруг один из красно-белых фанатов достает из широких штанин файер, затем к нему присоединяются еще пять человек. Фанатский перфоманс, эмоции, адреналин, но куда деваться дыму? Крыша-то закрыта.
В такой ситуации решать, что делать, будет специально обученный человек. Решения может быть два: пускать струю воды в сектор или нет. Если опасности пожара нет, вода не понадобится, однако в случае реальной угрозы людей обольют водой. После того, как на питерском стадионе спартаковских фанов усмирят таким образом, болельщики «Зенита» мигом забудут о том, сколько миллиардов «съела» арена. Впрочем, домашние сектора тоже никто щадить не будет, если возникнет угроза распространения пламени.
На стадионе установят такую систему видеонаблюдения, что хулиганов неминуемо ждет наказание. Распознавание лиц, новейшие стандарты безопасности и прочие мудреные словосочетания, из которых нам нужно знать только одно: нарушил закон — придется отвечать.
Кстати, при отрытой крыше дыму все равно будет проблематично покидать стадион из-за большого козырька, поэтому система пожаротушения продумана до мелочей и готова устранить опасность в любое время года.
Ситуация вторая. Болельщики выбегают на поле
Мы надеемся на то, что экстренные ситуации обойдут стадион стороной, и все же не сказать о них нельзя. Тем более, «Инжтрансстрой-СПБ», возводящий стадион, уделяет вопросам безопасности особое внимание.
Допустим, что-то пошло не так, и то же самое файер-шоу вызвало беспорядки на стадионе или что-нибудь похуже. Требуется эвакуация. По новым европейским стандартам, самый эффективный способ эвакуации — через футбольное поле. В России придерживаются иного мнения — между газоном и трибунами должно быть препятствие, которое не позволит зрителям выбегать на поле. Как быть, какой позиции придерживаться, чьим рекомендациям следовать? Эти вопросы еще не решены.
Ситуация третья. На стадион пришел эстет
Эстетствующие особы недовольны тем, как выглядят павильоны, оставшиеся от предыдущего стадиона. КГИОП обязал подрядчика выкрасить их в определенный цвет — кирпично-розовый, теплый, переливающийся на солнце серебром. Получилось не очень, в чем честно признался генеральный директор «Инжтрансстрой-СПБ» Виталий Лазуткин. Цвет уже точно останется таким, поскольку рекомендации КГИОП нельзя не соблюдать, однако какие-то работы над внешним видом павильонов еще возможны, поскольку оставлять их в нынешнем состоянии — не самый лучший вариант.
Предположим, эстетствующая особа, пришедшая на стадион, пока недовольна. Как поднять настроение? Подняться на так называемую 42-ю отметку — это место внутри стадиона, с которого открывается панорамный вид на город. Поскольку проходимость этой зоны ограничена, далеко не факт, что она будет работать в дни матчей. Скорее всего, 42-я отметка станет местом отдыха для туристов и граждан города — здесь планируют разместить ресторан.
В конце текста все-таки вернемся к текущей ситуации на стадионе. Работ тут ведется столько, что глаза разбегаются, особенно если обойти арену кругом — тут ведь не только сам стадион, но и станция метро, и ЗСД, и чего только нет. И все же самое интересное происходит в чаше — здесь монтируют рельсы, по которым будет выдвигаться поле. Внутри стоит вода, поскольку пока стадион живет под открытым небом без сдвинутой крыши. Ее откачивают специальными насосами.
В мае — завершение работ по благоустройству территории, в сентябре — тестовый матч, в декабре — сдача объекта.
Взаимоотношения города, строителей и «Зенита» требуют отдельного внимания, поэтому мы еще вернемся к этой теме. Напомним лишь, что телекомментатор Геннадий Орлов выразил обеспокоенность качеством поля — рекомендации футбольного клуба не всегда доходят до нужных ушей. «Считаю любую обеспокоенность по поводу качества поля необоснованной», — парировал Виталий Лазуткин, однако эта тема еще вызовет немало дискуссий, так что продолжение следует.