Один из членов совета директоров КХЛ Игорь Ларионов недавно поделился своим мнением относительно окладов хоккеистов в нашей лиге. По его словам, они в России изрядно завышены. Назвал он и некую среднюю зарплату — около $800 тыс. в год. В подробности Профессор не вдавался, но не будем придираться: наверняка цифру он взял не с потолка.
Итак, много ли это на самом деле — $800 тыс., что в среднем получают игроки КХЛ? Разумеется, если сравнивать доходы рабочего Новокузнецкого металлургического комбината и самого высокооплачиваемого игрока «Кузни» нападающего Егора Михайлова, получается, что много. Хотя, справедливости ради уточним: зарплата Михайлова-младшего до «числа Ларионова» немного недотягивает — по информации, полученной «Спортом», Егор зарабатывает «всего» $750 тыс. за сезон. А если говорить о контракте того же Яромира Ягра… Но о Ягре говорить не будем — он в любом случае к «средней» зарплате отношения не имеет.
Однако надо признать, что многомиллионных контрактов в КХЛ все же не много — если сверхгонорары того же Ягра или Эмери и влияют на «число Ларионова», то незначительно. У нас пока не НХЛ, где почти в каждой команде есть свой «семимиллионник». Взять, к примеру, «Спартак». Второй снайпер красно-белых Бранко Радивоевич (14 шайб в 35 играх) является самым высокооплачиваемым в команде — все те же пресловутые $800 тыс. за сезон.
Еще один спартаковский форвард Штефан Ружичка, забросивший на одну шайбу больше, получает на 100 тыс. меньше. Или вратарь «Сибири» Лоусон — самая что ни на есть, по мнению Ларионова, средняя зарплата, однако больше него ни один новосибирец не получает. И надо сказать, Лоусон оправдывает статус самого высокооплачиваемого в клубе. Так что выходит, для одних «число Ларионова» — средняя зарплата по лиге, а для других — потолок…
Итак, будем считать Радивоевича эталоном среднего игрока КХЛ. По крайней мере по зарплате. Много ли он получает по хоккейным меркам? Для сравнения заглянем в платежные ведомости НХЛ — в конце концов, это лучшая лига мира, которую руководство КХЛ собирается в обозримом будущем догнать и перегнать.
Средняя зарплата хоккеиста НХЛ составляет $2,05 млн. Это, разумеется, без учета налогов, которые в США, к примеру, доходят до 50 процентов. Остается на руки около миллиона. В КХЛ непосредственно с игрока удерживают лишь подоходный налог — 13 процентов, а остальные отчисления — уже забота работодателя, то есть клуба.
Есть, разумеется, свои тонкости, касающиеся легионеров, и в России. Например, неграждане нашей страны именуются нерезидентами и уплачивают подоходный налог побольше. Однако не будем забираться в бухгалтерские дебри и станем сравнивать «число Ларионова» с арифметически выведенным средним окладом энхаэловца — $2 млн. Заметим по аналогии с вышеупомянутым новокузнецким рабочим, что простые люди в США получают тоже отнюдь не по два миллиона. Там и $50 тыс. в год считается достойным заработком.
$800 тыс. в НХЛ получают, например, нападающий «Айлендерс» Бергенхайм, известный нам по выступлениям за «Локомотив», защитник «Флориды» Коллимор, неизвестный нам вовсе, и один из лидеров обороны «Баффало» Пэтш.
После уплаты налогов у них на руках остается половина суммы — по меркам КХЛ не много. Да и вряд ли Коллимор с Бергенхаймом могут рассчитывать на такие контракты в России. Посмотрим, кто из энхаэловцев получает около полутора миллионов, чтобы после уплаты налогов они располагали суммой, эквивалентной «числу Ларионова». Центрфорвард «Баффало» Гостад, нападающий «Рейнджерс» Пруха, тафгай «Монреаля» Ларак, вратарь-ветеран «Тампы» Колциг или нападающий «Коламбуса» Малотра вряд ли привлекут менеджеров КХЛ, если им придется платить такие же деньги. Тот же лидер «Спартака» Радивоевич ничем не хуже перечисленных игроков.
Теперь прикинем портрет «среднего» по зарплате игрока НХЛ. Это в числе прочих защитник «Коламбуса» Хейда ($2 млн), его коллега по амплуа Гилл ($2,1), центрфорвард «Тампы» Хэлперн ($2 млн) и правый крайний «Бостона» Кобасью ($2 млн). Согласитесь, в своих энхаэловских командах они и близко не выполняют тех функций, которые несут в «Сибири» Лоусон, в «Спартаке» Радивоевич или в «Кузне» Михайлов-младший.
Разумеется, можно ссылаться на $984 тыс. Евгения Малкина или $850 тыс. Джонатана Тэйвса, но в НХЛ контракт новичка ограничен, и больше, чем Малкину, в первые три сезона никто платить не вправе. А в свое время эти ребята перебьют среднюю зарплату раза в четыре, а то и в пять. Так что при ближайшем рассмотрении становится ясно, что в НХЛ «средняя» зарплата изрядно завышена. Если в КХЛ за эти деньги можно заполучить лидера команды, то за океаном разве что ветерана с налетом звездной пыли или форварда силового плана.
Есть, впрочем, мнение, что в НХЛ матчей больше, сезон длиннее, а потому и платить там, по справедливости, нужно больше. Спору нет, 82 матча плюс плей-офф (за который, кстати, в НХЛ почти никому не платят — исключение составляют бонусы за заранее оговоренные достижения) — не чета нашим 56 встречам «регулярки» и укороченным сериям на выбывание. Но, во-первых, в России больше длится предсезонная подготовка, а во-вторых, везде своя специфика.
В конце концов, когда вы приходите в театр, вас же не интересует, в скольких спектаклях за сезон был занят артист, для вас важно, чтобы он отыграл хорошо именно сейчас.
Вывод напрашивается сам собой: наши игроки получают много, порой очень много. Особенно в сравнении с большинством населения. Но учитывая амбиции и планы КХЛ, эти траты обоснованы.