В январе Андрей Чернышов возглавил «Раднички» из второй по силам лиги Сербии. На тот момент команда шла на 12-м месте и боролась за сохранение прописки. Под руководством российского специалиста «Радничкам» удалось не только обезопаситься от вылета, но и попасть в восьмерку лучших команд, которые боролись за выход в Суперлигу. В разговоре со «Спортом День за Днем» Андрей Чернышов подвел итоги сезона в своей новой команде.
– Конечно, очень доволен, потому что принял команду в очень сложной ситуации. Команда не просто находилась в зоне вылета, а была одним из главных кандидатов на вылет из лиги. Все, что хотелось, то и получилось. Даже не просто остались, а попали в плей-офф и в какой-то момент рассчитывали, что можем дальше бороться – подняться на 3-е или 4-е место, что позволяло играть в переходных матчах.
За короткий срок удалось создать хороший коллектив. Времени было мало на подготовку, учитывая, что я не был на сборах с командой и перед первой игрой у меня всего было две недели на то, чтобы познакомиться с игроками, рассказать им о своих требованиях и создать коллектив. В команде была хорошая обстановка.
– При назначении вы подписали контракт на полгода.
– До 30 июня этого года. Еще месяц у меня месяц по контракту.
– Было ли общение с руководством по поводу продления?
– Никаких разговоров не было. Как-то ситуация не складывалась. Президент редко появлялся в команде, только приходил на игры. До и после матчей тяжело было разговаривать на серьезные темы. Мы договорились, что пообщаемся по окончании сезона, но я улетел в Москву через день после того, как закончился сезон.
– Есть вероятность, что вы не будете работать в «Радничках» в следующем сезоне?
– Пока у меня месяц действует контракт. Мне надо пообщаться с руководством и понять, что они хотят и какие видят перспективы в следующем сезоне, какие цели будут ставиться, какие футболисты в команде остаются, какие уже есть кандидаты на приход в команду, какая будет финансовая составляющая. Конечно, только разговор должен расставить все по своим местам. Когда я буду понимать все это, тогда и буду принимать решение. Какие-то слухи до меня доходили, что руководство было довольно нашими результатами и хотело бы дальше сотрудничать. Опять же, только разговор ответит на все вопросы и тогда я буду понимать, есть ли перспектива продолжать работать.
– Только если будут стоять амбициозные задачи?
– Учитывая, что мы дали такой хороший результат и сложилась хорошая команда, конечно, я бы на месте руководителей ставил уже более высокие задачи – побороться за путевку в Суперлигу. Но для этого нужно хорошее стабильное финансирование. Руководители должны понимать, что это уже совершенно другие затраты. Если сейчас стоял вопрос о сохранении прописки и можно было обойтись малой кровью, то когда ты ставишь более высокие задачи, должен увеличиваться бюджет.
– Не было ли у вас предложений из России?
– Из России точно не было. Со мной никто не связывался. А так, постоянно какие-то варианты возникают. Особенно из арабских стран, из Азии. Там как раз начинается сезон, когда многие клубы начинают общаться с тренерами по поводу следующих сезонов и я постоянно в контакте. Какие-то варианты постоянно возникают, но пока у меня еще месяц действует контракт в Сербии, и я должен пообщаться с руководством клуба, а потом принять решение.
– Как к вам относится местная пресса, публика?
– Пресса нормально относится. Общался с несколькими журналистами. Публика… Сербия – такая специфическая нация, которая очень любит спорт: футбол, баскетбол, водное поло, волейбол. И на улице можно увидеть много людей, занимающихся бегом, катающихся на велосипедах, но даже на средние матчи Суперлиги ходит очень мало болельщиков. А вот что касается центральных матчей, когда играют «Црвена Звезда» и «Партизан» в футбол или баскетбол, то стадионы заполнены. Или на матчи национальной сборной.
А вот почему-то болельщиков не интересует местная Суперлига, не говоря уже о Первой лиге. На каждом матче бывает несколько преданных болельщиков. После заключительной игры сезона они подошли и поблагодарили за то, что команда сохранила прописку в Первой лиге. Это тоже приятно.
– Не было недовольств из-за политической ситуации?
– Нет, вообще никогда никто не высказывался, даже не смотрел косо. И работники клуба, и родители, которые приводят детей на тренировки, когда виделись, наоборот спрашивали, как ситуация в России, как семья. Очень доброжелательное отношение. И в 2017 году, когда я работал в «Спартак» Суботице, было такое отношение и потом, когда в 2020-м создавал футбольную академию. Ничего не изменилось по отношению к россиянам.
– Летом «Зенит» проведет турнир с участием «Црвены Звезды». На них не оказывается давление?
– Политическое давление всегда оказывается. Сербия не вводила никаких санкций против России и, наоборот, продолжает дружить, общаться. Конечно, давление есть, и жители говорят о том, что Европа давит на Сербию в некоторых моментах, но до сегодняшнего дня сербы выдерживают это давление и пока не поддаются.
Что касается спорта, мне сложно сказать – я особо прессу не читал. Но если эти матчи проводятся, значит сербы не поддаются в отличие от Камеруна и других стран, которые отказываются играть. Сербы играли на сборах с нашими командами и сейчас продолжают играть. Со своей стороны они продолжают идти своей дорогой.
– Вы допускаете товарищеский матч между сборными России и Сербии?
– Что касается такого «официального» товарищеского матча, это будет сложно. Все-таки это согласовывается с УЕФА, а мы сейчас отстранены от таких матчей, поэтому, наверное, с любой европейской сборной было бы сложно такой матч провести.
– Есть ли у сербских футболистов интерес к РПЛ?
– Да, интерес очень большой. Вообще, когда сербские футболисты начинают играть на профессиональном уровне, у них есть желание как можно быстрее уехать за границу. Они понимают, что там могут проявить себя и заработать хорошие деньги. В том числе они очень интересуются российским чемпионатом.
– В Сербии следят за РПЛ?
– Очень много матчей российского чемпионата показывается по сербскому телевидению. Они следят за своими игроками и тренерами. В газете есть колонка, где они обсуждают всех игроков и результаты команд после каждого тура. Не только в российском чемпионате, но и в других – вплоть до Китая. Они следят за всеми своими тренерами и футболистами, которые выступают в иностранных чемпионатах. Интерес к РПЛ есть и в нашей команде, потому что в январе игрок из нашей команды (Стефан Мелентиевич. – «Спорт День за Днем) как раз перешел в «Химки».
– Могут ли футболисты из чемпионата Сербии усилить наши ведущие клубы?
– Конечно могут. В Сербии очень много талантливых игроков. Посмотрите, их национальная сборная состоит из футболистов, которые выступают в ведущих европейских чемпионатах. Можно собрать и вторую сборную Сербии из футболистов, которые выступают в чемпионатах более низкого уровня – Бельгии, Голландии. И я вас уверяю, это будет тоже очень хорошая команда.
В Сербии очень много талантливых футболистов. Неслучайно сейчас многие европейские клубы уже на ранней стадии забирают игроков, когда цена не очень высокая. Даже если игрок еще не соответствует уровню этой команды, они отдают его в аренду в те же бельгийские, голландские чемпионаты, где игрок имеет игровую практику. Очень много футболистов, которые могли бы приехать и играть в нашем чемпионате.