От хулы до похвалы
Ориентироваться на мнение болельщиков во время игры – слишком рискованное занятие. Настроение трибуны может меняться мгновенно, как это было в воскресенье, когда «Динамо» «горело» по ходу домашнего матча с «Томью» после первого тайма. Сибиряки играли в обычной манере: просто, не мудрено, но логично. Было ясно, какие комбинации пытаются провести гости, за счет чего могут забить и как именно строят оборону.
Бело-голубые вновь смотрелись блекло – по крайней мере пока соперники были в равных составах, до удаления Калешина, и фанаты, дойдя до точки кипения, стали требовать от Андрея Кобелева подать в отставку. Разумеется, кричали далеко не все, единицы, но их крик был четко слышен в довольно унылой атмосфере стадиона. Потом томичи потеряли ключевого футболиста и пропустили гол от Семшова; потом Петраков, наверное, ошибся с заменой Погребняка, которого порой держали два-три защитника, и «Динамо» вырвало победу на последних минутах. Трибуны начали скандировать нараспев… фамилию тренера бело-голубых, пока градус общей эйфории не застыл в верхней точке.
Странная ситуация
Если глас народа – действительно глас Божий, то истина глаголила устами группы старожилов Петровского парка, замерших в ожидании кумиров у барьера, отделяющего VIP-зону стадиона от ареала для простых смертных. «Выпустил Хохлова, выпустил Смертина – вот они и «сделали» матч», – беседа, прерываясь, неизменно возвращалась к этой отправной точке.
Хохлов и Смертин – те последние, кто действительно пришел к Семину, кто мог считаться его игроками. Семшов как игрок творческий, щедро одаренный, всегда предпочитал самовыражаться на поле, а не вне его, претендуя на статус звезды, но не авторитета. Лима, как и другой ключевой футболист в динамовских схемах – Дерлей, будучи популярным легионером, воспринимается все-таки как персонаж в нашем футболе временный, без особых претензий на роль в истории клуба и место в умах болельщиков. Интервью на чужом языке всегда звучит тише, да и дают его гораздо реже.
Со стороны (а ведь Кобелев, имея уйму предложений дать интервью, предпочитает держаться в тени, поэтому прямой ответ на интересующие многих вопросы получить пока невозможно) кажется, что молодому тренеру сложно работать с людьми, чей вес в российском футбольном мире как минимум не меньше, чем у него. При желании можно назвать все происходящее чередой совпадений и не больше: Овчинников бросил на поле капитанскую повязку и поэтому выставлен на трансфер через месяц после своей дисквалификации; Булыкин слишком мало забил в последние два года, и здесь не поспоришь; Парфенов, видимо, не вписался
в игровую идею бело-голубых, как и другой правый защитник – Менди. Приобретенный на эту позицию в Киеве Ещенко пока не впечатляет. И Кобелев ставит именно туда, на фланг, Смертина, создавая странную ситуацию, когда футболист, за которым продолжает охотиться «Сатурн» и которого хочет вернуть «Чарльтон», используется не в своем амплуа. Амплуа, перевод в которое фактически означает для капитана сборной окончание карьеры в национальной команде: Смертин не конкурент Анюкову на бровке, а надеяться на то, что Хиддинк вернет бывшему барнаульцу место в центре поля, когда у того будут уходить навыки игры опорным хавбеком, опрометчиво.
Лес рубят – щепки летят
Может, это действительно совпадение. И Смертин не вышел на матч с «Томью» в «основе» лишь потому, что у него не было игровой практики после травмы колена. А Хохлов с Парфеновым способны усилить игру, выйдя на замену. Когда рубят лес – щепки летят. То, что Кобелеву надо создавать свою, новую команду, очевидно. Просто странно, что ненужными оказываются люди, приходившие в «Динамо» с насиженных мест, доверившиеся обещаниям и перспективам. Люди, надо полагать, с самыми большими зарплатами. Хотя это подтвердить в России невозможно из-за закрытости клубных бюджетов. Если это лишь способ минимизировать бюджет, тогда многое можно объяснить. Если решение самого Кобелева – то оно оправданно, пока «Динамо» выигрывает. Но как бы то ни было, больше всего жаль тех, кого сегодня уже начинают называть ветеранами. В какой-то степени их судьба – судьба поколения. Талантливого, но часто приносимого в жертву нефутбольным обстоятельствам.