В последнее время в российской тяжелой атлетике, исконно мужском виде спорта, сложилась оригинальная ситуация – большинство медалей в копилку нашей национальной команды на всех крупных соревнованиях приносят женщины. В настоящий момент несомненный лидер женской команды – 19-летняя Зарема Касаева. Уже в 15-летнем возрасте эта спортсменка из Северной Осетии выиграла взрослый чемпионат России. Спустя два года на Играх в Афинах Зарема завоевала бронзу. Еще через год поднялась на верхнюю ступень пьедестала почета на чемпионате мира. В настоящий момент из непокоренных вершин в победном списке Касаевой осталась лишь одна – Олимпиада. Именно в Пекине Зарема намерена поставить красивую точку в своей спортивной карьере.
Мама дала «добро»
– Через два года вам исполнится только 21. Выступать бы да выступать, тем более раз так хорошо у вас все складывается в тяжелой атлетике. А вы в 2008-м уже собираетесь уходить из спорта…
– Так категорично я не говорила. Мне не хватает еще олимпийского золота. Надеюсь, через два года удастся устранить этот пробел. В таком случае действительно сразу «завяжу». Считаю, что нет смысла быть всю жизнь в спорте. Да и здоровье надо поберечь – проблем с ним уже сейчас много, а инвалидом становиться не хочется. Но как там сложится ситуация через два года, никто не знает.
– И чем займетесь, уйдя из спорта?
– Очень хочу учиться. Причем учиться очно, чтоб каждый день ходить на занятия, сдавать экзамены. Может быть, мое желание связано с окончанием школы, куда я последние три года почти не ходила. Вот со спортом покончу и обязательно поступлю в медицинский институт на детского врача. Жаль, что сейчас невозможно совмещать учебу и спорт. Ну да ничего – учиться никогда не поздно.
– Признайтесь, а почему вы вообще выбрали такой отнюдь не женский вид спорта, как тяжелая атлетика?
– В селе Чермен, откуда я родом, кроме тяжелой атлетики и борьбы никаких спортивных секций больше не было. Заняться особо было нечем – вот я и решила попробовать свои силы в штанге. Кроме того, в то время женская тяжелая атлетика была новшеством. Короче, как в 10 лет увлеклась, так до сих пор и не останавливалась.
– Как родные отнеслись к вашему выбору?
– Если вы имеете в виду строгие восточные нравы – мол, девушка должна ходить в косынке и юбке, то сейчас с этим намного проще – все живут как обычные люди. Правда, все пять моих старших сестер были против моих занятий штангой, однако мама была за. Сказала: «Хочешь заниматься – пожалуйста». Я послушалась маму.
– Первую свою победу помните?
– Да. Это было в 1998 году, спустя год, как я пришла в тяжелую атлетику. Я победила на областном юниорском турнире. Выиграла тогда чайный сервиз, который до сих пор стоит дома. Вообще, каждая победа мне дорога, о каждой помню.
– Афинскую Олимпиаду вспоминаете, наверное, с особым чувством. Обидно, что серебро тогда уступили из-за того, что оказались тяжелее соперницы на 260 граммов?
– Ну уступила и уступила. Я не бьюсь головой об стенку, если проигрываю на соревнованиях. Будут другие. Кроме того, Олимпиада в Греции все-таки пока единственная в моей карьере, так что положительных эмоций от нее все равно осталось больше, нежели досады от упущенного второго места. Что интересно – такого чувства спокойствия, как в Афинах, в дальнейшем я не испытывала больше ни на одних соревнованиях.
«Потяжелела» ради команды
– На чемпионате мира-2006 вы выступали не в привычной весовой категории – до 69 кг, а в более тяжелой – до 75 кг. С чем был связан такой шаг?
– Исключительно с интересами сборной России. Тренер посчитал, что будет лучше, если я выступлю в категории до 75 кг. Ведь на мировом первенстве в Доминиканской Республике для всех нас главное было не медаль завоевать, а как можно лучше выступить в командном зачете, чтоб обеспечить России максимальное количество олимпийских лицензий.
– То есть переход был временный?
– Да, конечно. Сейчас я вернусь в свою родную категорию – нужно всего-то скинуть полтора килограмма. А остаться в категории до 75 кг… Нет, об этом мысли даже не было. Это не мое, и все непривычно как-то. Да и чтобы вес подходящий набрать, нужно года два – не меньше.
– Как оцените дебют в новой категории?
– Учитывая то, что у меня была травма, считаю, выступила хорошо. Но в целом результатом очень недовольна. Сколько я подняла? По сумме двух упражнений 246 кг, кажется. А мой личный рекорд лучше на 40 кг.
– Как вы считаете, почему китаянки настолько сильнее всех остальных?
– Даже не знаю. Может быть, фармакология у них лучше развита. Не могу сказать.
– Согласны с тем, что в настоящее время тяжелая атлетика – один из самых допинговых видов спорта?
– Да, согласна.
– У вас есть версии – почему так?
– Нет. Вообще, наше дело – тренировки, тренировки и снова тренировки. Остальное нас не касается – кого поймали, за дело ли? С этим уже пусть другие разбираются.
– То есть за свою судьбу вы спокойны?
– Ну, как говорится, от сумы и от тюрьмы не зарекайся. Всякое может быть.
А еще на пианино играю
– Кроме спорта чем-то увлекаетесь?
– На пианино немного играю. У меня сестра музыкальную школу окончила, вот и меня научила. Вроде получается. А вообще, мне много чего нравится – музыка, кино, книги, но вот времени на все это совсем нет.
– А жанровые предпочтения всего вышеназванного?
– В музыке их нет совсем. Люблю почти все. Из фильмов очень нравятся мелодрамы. Фильму «Титаник» уже больше десятка лет, а я каждый раз его с удовольствием пересматриваю. В книгах тоже предпочтение отдаю в основном любовным романам.
– Хотите, чтоб ваши дети занимались тяжелой атлетикой?
– Однозначно – нет. Чем угодно, но только не тяжелой атлетикой! Штанга – один из самых тяжелых видов спорта. Вот большим теннисом или плаванием – пожалуйста. Но и то идеальнее всего было бы, если бы они занимались ими на любительском уровне. Профессиональный спорт – это хоть и возможность чего-то добиться и прославиться, но выбрав его, на всем остальном можно поставить крест. Я сейчас дома бываю всего месяца два-три в году. Все остальное время – на сборах.
– Если бы была возможность, хотели что-нибудь изменить в своей жизни?
– Вряд ли. Я, в принципе, всем довольна. Иначе бы уже изменила.