(Фото: РИА «Новости»)
Аркадий Георгиевич Афанасьев приехал к нам в редакцию после футбольного ветеранского матча с командой, сформированной экс спикером Государственной думы Борисом Грызловым, и некоторое время никак не мог отойти от переживаний. Держит футбол настоящего, подлинного профессионала!
Ничего пока не ясно
— Аркадий Георгиевич, разъясните, пожалуйста, «Зенит» в Вене на стадионе «Эрнст Хаппель» выиграл или проиграл?
— Так на табло надо смотреть внимательнее. А там цифры печальные — 4:1 в пользу австрийцев.
— Это не те ли австрийцы, что и до Лиги Европы не дотянулись? А «Зенит» вышел в плей-офф самого престижного клубного турнира — Лиги чемпионов. Между прочим, всего второй раз в своей истории. Вот вы и объясните: если уж болельщику питерскому выпить, то на радостях или с горя?
— Тогда давайте по пословице. Игра забудется, результат останется. А «Зенит» вышел в плей-офф. Что до поражения, то, конечно же, сказалась информация, поступившая из Мадрида. Узнав, что «Атлетико» выигрывает 2:0 у «Порту», ребята во втором тайме не показали и малой толики того, что могут и умеют. Попросту говоря, расслабились, мысленно были в отпуске.
— «Зенит» ушел в отпуск, не только выйдя в плей-офф Лиги, но и находясь на первом месте в чемпионате России. Что происходит? Команда проводит звездный сезон? Не видно счастливых болельщицких лиц.
— Парадокс, не спорю. Результаты — да, на пятерку. Только надо учитывать несколько факторов. Результаты-то не окончательные. Чемпионат России продолжается. И ничего в этом турнире пока не ясно. И игра «Зенита» не внушает оптимизма. Перерыв для команды более чем кстати. И, видимо, чемпионат России, в котором «Зенит» лидирует, — турнир не очень высокого уровня, опять же на данный момент. Если с такой игрой и таким количеством поражений команда занимает первую строчку. Более того, и в Лиге чемпионов «Зениту» повезло с группой, с соперниками. Да, в этом турнире слабых команд не бывает. Но возьмем избитый за пару дней пример: «Зенит», вышедший в плей-офф с шестью набранными очками, и несчастный «Наполи», у которого их вдвое больше… Да что очки? Игру этих команд сравните!
Твердо верил в «Атлетико»
— Вернемся в Вену. Узнав счет матча в Мадриде, футболисты «Зенита», по сути, бросили играть. Это нормально? Получается, взрослые люди, профессионалы, зарабатывающие большие деньги, хотят — играют, не хотят — отдыхают на поле.
— Это психология. Вот она у наших такая. Поверьте мне, я до матча ни на секунду не сомневался, что «Зенит» выйдет из группы. Но, увы, не потому, что безоговорочно верил в нашу команду, а потому, что мне в предыдущих встречах в глаза бросался не только класс, но и высокий профессионализм футболистов «Атлетико». Испанцам с турнирной точки зрения ничего было не нужно, но в том, что они будут играть с полной самоотдачей и победят дома «Порту», я был убежден. Это не просто психология, это — командная психология. Представители индивидуальных видов спорта могут настроить сами себя на любое соревнование. Командный механизм много сложнее. Вот «Зенит» настроиться не смог. Или не захотел. И размер личных контрактов тут не спасает. Ребята не играли для своих болельщиков. Ребята не пытались заработать деньги для своего клуба.
Когда команде не до футбола
— Как думаете, чем объяснить эти зенитовские «качели», когда команда начиная с третьего тура принялась по-гроссмейстерски «печатать» победы одну за другой, а потом выдала столь печальный календарный отрезок, растранжирив завоеванное было преимущество? Может, функциональная яма? Или какие-то отголоски внутрикомандных распрей, конфликтов с главным тренером?
— Конечно же, прямое следствие конфликтов в коллективе. Я ведь это на собственном опыте проходил. 1987 год для «Зенита» обернулся борьбой с тренером, а не борьбой за призовые места, к чему команда, к слову, была готова. Там все подбрасывали дровишек в костер: и игроки, и тренерский штаб, и руководство завода, которому принадлежала тогда команда. И там не было однозначно правых и однозначно виноватых. Двадцать лет спустя поговорили мы с Павлом Федоровичем Садыриным, и он это признал. Думаю, сегодня в «Зените» нечто подобное происходит. Нас в свое время это не красило, а нынешние ни на что подобное права не имеют. Мы-то ведь играли за «стрелку», для болельщиков. У нынешних — миллионные контракты, и у них просто права нет отвлекаться от решения турнирных задач. Они должны, выходя на каждый матч, отдаваться на сто процентов! Это их профессия!
— Когда в команде складывается подобная ситуация, даже если у кого-то возникает желание «отдаваться на сто процентов», тренироваться, готовиться нормально к игре невозможно?
— Невозможно. Футбол — игра командная. Человек что-то пытается, а остальные заняты своими мыслями, точнее — своими обидами. Целостности нет.
— В некоторых матчах в стартовом составе «Зенита» не было ни одного питерского парня, ни одного воспитанника наших футбольных школ. В ваши годы подобное и представить себе нельзя было. Но, возможно, тут сравнения некорректны: иные времена, игроки и болельщики приезжают на стадион на других машинах. Во главе угла — результат. Но многие хотят болеть за «своих».
— Скажу откровенно: во-первых, для достижения быстрого результата проще купить легионера. А уж если цель высока, скажем, выиграть Лигу чемпионов, то тут без игроков высокого класса не обойтись. Во-вторых, не вижу должного внимания к петербургским футбольным школам, в которых одаренные ребята есть и никогда не переводились. Тут вопросы к клубному руководству. Важно понимать стратегию развития клуба в целом. Локальные успехи могут обернуться проблемами в будущем.