— Именно с манежем связаны счастливые ассоциации у питерских болельщиков старшего поколения. В СКК, носившем имя Ленина, осенью 1984 года «Зенит» оформил первое в своей истории золото. Без строительства манежей в России не обойтись? — спрашиваем чемпиона СССР 1984 года.
— Думаю, всем понятно, что погодные условия создают серьезную проблему. Оптимальный выход — играть в морозы в манежах. Современные покрытия там явно лучше, чем натуральные газоны в Сибири и на Урале ранней весной. Другое дело, что и в Томске, и в Перми необходимо возводить такие сооружения.
— Какие особенности в игре на синтетике?
— Это в наше время играли на бетоне, что приводило к серьезным повреждениям. В 1986 году Сергей Дмитриев сломал лодыжку из-за того, что в СКК люк под ковром закрыли фанерой. В итоге выбыл больше чем на полгода. Сейчас же по медицинским показателям никаких проблем нет.
— А что касается воздуха и освещения в манеже?
— С этим тоже все было в порядке. Возможно, сейчас больше людей с плохим зрением и им мешает недостаток освещения, но в наше время трудностей не возникало.
— Сам футбол под крышей отличается от игры на естественном газоне?
— Практически нет. Для техничного футболиста достаточно одной-двух тренировок, чтобы привыкнуть к особенностям отскока мяча на синтетике. В остальном это один и тот же футбол.
— Считаете, для России это лучший выход?
— Думаю, да. Когда я играл в начале 1990-х в Норвегии, уже тогда по всей Скандинавии были построены манежи. Там и акустика гораздо лучше. Что говорить, в том же СКК двадцать тысяч зрителей кричали, как все сто! Даже в плане энергетики трибун манежи имеют преимущество, добавляют игрокам адреналина.