Вылет «Автомобилиста» из Суперлиги прокомментировал «Спорту» двукратный чемпион России в составе питерской команды.
Вместо купе – сидячий вагон
– Начать хочу издалека, – рассуждает Жбанков. – А именно с того периода, когда «Автомобилист» прервал длительную серию поражений в чемпионате. В тот момент вместе с победами к команде пришел и позитивный настрой – ведь особых подвигов от ребят в чемпионате не ждали, поэтому они могли играть раскованно, в свое удовольствие. На этой волне «Автомобилист» и подошел к старту плей-аута. Кроме того, возможно, и соперники не отнеслись к нему с должной серьезностью. Могли рассудить, что раз питерцы весь чемпионат были внизу таблицы, то и в турнире за сохранение прописки будут главными аутсайдерами.
– Что же случилось во втором туре?
– И «Ярославич», и «Изумруд», и другие команды отнеслись к «Автомобилисту» уже намного серьезнее. Поэтому от него требовались уже и определенный класс, и стабильность. Но он в этом пока заметно уступает другим командам. О чем говорить, если за «Изумруд», с которым пришлось бороться за право уйти с последнего места, играет Игорь Шулепов. Который прошел в волейболе абсолютно все. Думаю, и вся ситуация в клубе могла отрицательно сказаться в решающих матчах?
– Что вы имеете в виду?
– Когда хоть ненадолго, но задерживают зарплату, а, например, вместо купейных вагонов приходится ездить на соревнования в сидячих, это спортсменов раздражает и бьет по самооценке. Особенно когда они видят, в каких условиях существуют их коллеги из других клубов. Понятно, что во время матчей игроки об этом не думают, но в целом такое положение дел сказаться может. Впрочем, я лишь предполагаю – ведь мне неизвестно, что в «Автомобилисте» происходит на самом деле.
На эмоциях много не выиграешь
– Какие факторы, кроме игровых, выходят на первый план, когда у команды нет права на ошибку?
– Надо говорить вообще о специфике плей-офф, когда поражение может лишить команду надежд или на медали, или на место в лиге. Здесь очень важен настрой – желание отдать всего себя без остатка на площадке и разорвать соперника. Назову это спортивной яростью. Но проблема в том, что за счет «горящих» глаз можно удачно сыграть один-два матча. Потом все равно нужно показывать мастерство, владение тонкостями борьбы в решающих встречах. И чем дольше и напряженнее, тем это более актуально.
– Сейчас мы договоримся до того, что «Автомобилист» в плей-аут был обречен изначально.
– Увы, но получается именно так. Все-таки играть скоротечный турнир с более опытными и мастеровитыми соперниками, которые к тому же так же прижаты к стенке, едва ли посильная задача для «Автомобилиста». Хотя первый тур команда провела очень хорошо и я был настроен оптимистично.
Такого результата и ожидал
– А может быть, в какой то момент, после нескольких подряд поражений команда перестала верить в удачный исход турнира, что и помешало сыграть лучше?
– Это можно только предполагать. Мы ведь матчей не видели. Как использовались игроки, как распределялась на них нагрузка, не было ли травм, боролись ли с сильными командами «от ножа» или решили приберечь лидеров? Всего этого я не знаю, поэтому говорить можно лишь о конечном результате.
– Вообще результаты плей-аут для вас оказались предсказуемы?
– Несколько неожиданностей все же было. Во-первых, не ожидал, что так слабо сыграет в первом туре «Кузбасс». Ну и удивил меня «Изумруд» – не думал, что столь опытная команда до предпоследнего тура будет бороться за право уйти с последнего места. Хотя в целом я предполагал, что за право не вылететь борьба развернется между «Ярославичем», «Изумрудом» и «Автомобилистом».
– Последний и самый главный вопрос: что будет с «Автомобилистом» дальше?
– Все зависит от финансовых возможностей. Наверняка у игроков будут предложения из других клубов, а как будет у «Автомобилиста» с деньгами, появится ли наконец серьезный спонсор – вопрос извечный. Понятно, что из-за минимальной разницы в зарплате ребята родной Питер не покинут. Но если им предложат в три-четыре раза больше, то их можно понять. Все же век спортсмена короток и за него хочется себя проявить, да и на дальнейшую жизнь заработать. Впрочем, у меня есть предчувствие, что команду получится сохранить. Не знаю почему, но думаю, окажется именно так. И осенью можно ставить задачу возвращения в Суперлигу.