• Человек, изменивший «Зенит»

    15.05.15 00:33

    Человек, изменивший «Зенит» - фото

    Фото: EPA / VOSTOCK-Photo

    Юрию Андреевичу Морозову, выдающемуся нашему тренеру, 13 мая мог бы исполниться 81 год. Зенитовское золото 1984 года помнят сегодня все, понимают значение той победы. Ее, уверен, не было бы без бронзовых наград 1980 года.

    Говоря о первом зенитовском чемпионстве, многие произносят теплые слова благодарности в адрес Юрия Андреевича. Ведь это он открыл и воспитал большинство футболистов команды-победительницы. Фундамент был заложен все же в 1980-м.

    Середняк без амбиций

    К тому времени в Питере даже наиболее оптимистичные болельщики «Зенита» о наградах не мечтали. В них не верили. Парадоксально, но это никак не сказывалось на любви к своей команде. Все свыклись с тем, что «Зенит» — не более чем середняк. Середняк с норовом, что особенно импонировало поклонникам команды, может и фаворита обыграть, особенно дома, москвичей, к примеру, совсем здорово, если «Спартак», а это иногда удавалось. Более серьезных амбиций не было, тому десятки тысяч болельщиков, приходивших на стадион имени Кирова, находили объективные причины, в первую очередь — «руку Москвы».

    И футболисты о медалях не мечтали. Как-то не очень верили в свои силы. Середняцкая психология засела в них довольно крепко. По мнению ярко выраженного лидера бронзовой команды Владимира Казаченка, проводника идей Морозова в коллективе, настроить ребят на борьбу, заставить их поверить в себя было самой сложной задачей, стоявшей перед Юрием Андреевичем, и сам наставник это прекрасно понимал. Он с ней справился. Морозов знал, что ему нужен лидер. Лидер не только по игре, но и личность с задатками вожака.

    Тренер «Динамо» пригласил в «Зенит»

    Вспоминает Владимир Казаченок:

    — Андреич, скромненько возглавлявший на тот момент ленинградское «Динамо», вызвал меня на разговор… о «Зените» (шел 1978 год, Казаченок выступал за «Динамо» московское. — «Спорт День за Днем»). Беседовали мы долго тогда, чуть ли не до утра. Мнения совпадали: в Ленинграде необходимо создавать команду, которая сможет бороться за место на пьедестале почета. Со стороны нас можно было принять то ли за сумасшедших, то ли за пресловутых «пикейных жилетов». Один тренирует ленинградское «Динамо», другой играет за московское. Оба знают, что в «Зените» и условия не те, что у ведущих команд Советского Союза, и инфраструктура, выражаясь современным языком, должная отсутствует, традиции, далекие от победных, напротив, присутствуют, медалей команда еще ни разу не завоевывала, но…

     

    Настрой был серьезный и разговор нешуточный. А закончился он вопросом Морозова: «Так я могу на тебя рассчитывать?» Я мгновенно дал утвердительный ответ. Разговор с Андреичем оказался пророческим. Морозов вскоре возглавил «Зенит». Как выяснилось, о той беседе он не забыл. Сразу позвонил и позвал в команду.

    Юрий Андреевич начал с того, что собрал опытных игроков и четко сформулировал задачу: создание коллектива, способного бороться за награды всесоюзного первенства. А уровень турнира был высочайший, все это понимали. И пояснил, что для решения столь сложной задачи прежде всего необходимо резко повысить тренировочные нагрузки. Мы его единодушно поддержали. И работа закипела. В команде появились новые, молодые футболисты. Нагрузки, которые давал Андреич, поначалу казались непереносимыми. Морозов умел приказывать, но умел и разъяснять, убеждать, так что никто особо не стонал и на жизнь не жаловался.

    Этому тренеру поверили. Мужик он был честный, особых материальных стимулов не сулил. А вот в реальность обозначенных им целей ребята действительно поверили — и те, кто многого достиг в футболе, такие как Володя Голубев, и молодежь, совсем недавно еще игравшая за ленинградское «Динамо» во второй советской лиге. Нагрузок нам хватало и на поле, и за его пределами. Морозов не жалел времени на тактические занятия. Мы и видеозаписи своих матчей разбирали, и у макета трудились. Работа была проделана гигантская. Она должна была принести результат. Так и случилось — были завоеваны первые медали в многолетней к тому времени истории «Зенита». Значимость этого успеха я даже не сразу ощутил.

    Доверие к молодежи

    Разумеется, вера в себя — это еще не гарантия успеха. Многие футболисты «Зенита» впослед­ствии рассказывали, что у Андреича прогрессировали, прибавляли в мастерстве, и связывали это с индивидуальным подходом тренера. Подойти и поговорить с ним можно было в любое время. У него было удивительное чутье, интуиция никогда его не подводила, и он это знал.

    Яркий и наглядный пример — карьера Михаила Бирюкова. Молодой голкипер дебютировал за «Зенит» не лучшим образом. Многие тогда советовали Юрию Андреевичу отказаться от его услуг. Тренер и сам почувствовал, что 23-летний Миша сыроват, и пригласил Владимира Николаева. На год! После чего вновь доверил пост номер один Бирюкову, не сомневаясь в его таланте и видя его трудолюбие.

    Через три года, в 1984-м, Михаил станет лучшим вратарем страны.


    Читайте «Спорт день за днём» в
    Подпишитесь на рассылку лучших материалов «Спорт день за днём»