О вратарской доле
Эпизод первый: «Амкар» — «Динамо» — 3:1. Сонный Габулов
И «Динамо» в целом, и Владимир Габулов в частности постараются, конечно, поскорее забыть матч в Перми как нехороший сон. Даже не матч в целом, а его первую четверть, когда в ворота гостей влетели один за другим три мяча, которых вполне могло и не быть. Вратарь Габулов мог стать в этот день полновесным героем, истинным защитником последнего рубежа, а в итоге два раза не выручил и раз зевнул.
Гол Жиляева (6-я минута), положивший начало бело-голубому фиаско, процентов на девяносто состоит из промахов обороны. Сначала Хохлов как-то уж очень легко позволил Пееву уйти в отрыв по флангу и вбросить мяч в штрафную. Потом защитники «Динамо» долго наблюдали за кружившим вокруг них Жиляевым. И, наконец, вполне берущийся, хотя и непростой удар форварда проскочил в дальний угол рядом с Габуловым. Удар головой Белорукова (11-я минута) был, конечно, с точки зрения вратарской техники более сложен — как всякий удар головой с близкой дистанции, угадать направление и рассчитать силу которого нереально. Зато дальний и далеко не самый могучий «выстрел» Гришина (24-я минута) Габулов парировать был обязан. Оправданием вратарю может служить только тот факт, что путь мяча пролегал сквозь скопление футболистов. Но это слабое оправдание. И общее удручающее впечатление оно никак не корректирует.
Эпизод второй: «Ростов» — «Спартак» — 0:1. Бешеный Джанаев
Стипе Плетикоса, конечно, уйдет из «Спартака». Зачем ему, основному голкиперу одной из лучших европейских сборных, полировать в Москве лавку, пусть и за хорошие деньги? Молодой Сослан Джанаев, судя по всему, вцепился в свой шанс руками и ногами, и даже обладание российским паспортом на фоне его уверенной игры выглядит теперь фактором второстепенным.
Если бы не реакция Джанаева и его умение точно выбирать позицию, «Спартак» увез бы с берегов Дона лишь очко. И это в лучшем случае. Достаточно двух сложнейших ребусов, разгаданных Сосланом в самой концовке: броска в ноги Ахметовичу (79-я минута), который, казалось, уже готов был воздеть в ликовании руки; и тигриных рысканий за мячом в эпизоде, имевшем место на 90-й, — парированный кончиками пальцев удар все того же Ахметовича, мгновенное перемещение под следующую атаку, прыжок в угол, куда катился пущенный Осиновым мяч, угодивший в итоге в штангу, и еще одна моментальная изготовка к любому дальнейшему развитию ситуации.
Бешеная энергетика Джанаева, основанная на его полной уверенности в своих силах, передается защитникам. Это один из классических законов игры в футбол. А для нынешнего «Спартака» нет ничего важнее, чем более или менее качественно выстроенная оборона, не склонная к детским ошибкам. Все остальное у него в общем-то есть.
Эпизод третий: «Локомотив» — «Томь» — 0:0. Сухой Парейко
«Эстонско-подданный» Сергей Парейко входит в почетный и немногочисленный список футболистов, сыгравших по ходу чемпионата России — 2009 во всех тринадцати турах. С одной, правда, заменой. Нельзя сказать, что Парейко показывает выдающуюся игру, но давайте примем во внимание и привходящие обстоятельства. Такие, например, как нестабильность томской обороны и давно заработанные, но до сих пор не полученные командой деньги. На этом фоне личный коэффициент непробиваемости голкипера (в среднем 1,23 гола за игру), помноженный на пять «сухих» матчей, выглядит вполне прилично.
Любопытно, что нулевая ничья на «Локомотиве» привалила к Парейко нечаянно, можно сказать, сама собой. Нет, он руководил, разумеется, обороной, «паковал» отдельные несложные удары, перехватывал верховые передачи — словом, честно делал рутинную вратарскую работу на протяжении всего матча. А вот выручать команду как-то не пришлось. Точнее, один страшный удар (в исполнении Билялетдинова) Сергей ликвидировал, и случилось это на 92-й минуте. Однако чуть раньше, чем сейв состоялся в полном объеме, успел прозвучать свисток арбитра.
Вот любопытно: по каким ставкам рассчитывается в клубной бухгалтерии вывезенное из Москвы очко? Интерес, впрочем, сугубо теоретический, потому что эти премиальные «Томь» если и пощупает, то нескоро.