«Спорт» завершает экскурс в чемпионат-2008. Сегодня мы разбираем выступления форвардов. Разумеется, нельзя не отметить достижение Вагнера Лава, впервые в новом веке забившего два десятка мячей. Однако запомнились и другие игроки группы атаки. Так, в начале года всех удивили Эльдар Низамутдинов из «Химок» и Гекдениз Карадениз из «Рубина». У казанцев также выделялся Сергей Ребров. Сразу два нападающих по ходу сезона перебрались в английскую премьер-лигу: спартаковец Роман Павлюченко — в «Тоттенхэм», армеец Жо — в «Манчестер Сити». Наконец, состоялось возвращение в Россию Александра Кержакова, что тоже можно признать незаурядным событием.
Виктор Понедельник — один из самых скорострельных советских форвардов. В 29 матчах за сборную (1960–1966) он 20 раз поражал ворота соперников, на его счету решающий гол в финале Кубка Европы 1960 года. За действиями форвардов Виктор Владимирович наблюдает с особым пристрастием.
Бразильцы потеряли блеск
— Приятное впечатление произвели Павел Погребняк, Андрей Аршавин и Роман Павлюченко, — говорит Понедельник. — Погребняк много забивал в Кубке УЕФА, Аршавин с Павлюченко отличились на чемпионате Европы, где нашей команде особенно удались матчи против шведов и голландцев. Что касается молодых форвардов, таких как Дзюба и Прудников, то они, к сожалению, играли слишком мало. В действиях остальных особого блеска я не заметил.
— А как же Вагнер Лав?
— Когда мы говорим о нашем чемпионате, хочется больше внимания уделять нашим игрокам. Безусловно, Вагнер здорово провел концовку сезона и был лучшим из нападающих. Но знаете, на что хотел бы обратить внимание: в последнее время бразильцы и аргентинцы редко выделяются на общем фоне. Разумеется, не беру таких звезд, как Кака, Месси, Пато. Раньше, если латиноамериканцы появлялись в Европе, то выгодно отличались филигранной работой с мячом. Сейчас редко кто из них вырастает на глазах. Вагнер вырос, и значительно. О ком-то из россиян того же не скажешь. Разве что Дзагоев заставил всех о себе говорить, но мы ведем речь о нападающих, а юный армеец, наверное, в большей степени полузащитник, хотя и атакующий.
Хиддинк уедет — все изменится
— Неужели никто больше не запомнился?
— В прежние годы появлялись молодые дарования: Кержаков с Аршавиным, Сычев, из последних — Дзюба с Прудниковым. Каждый раз казалось, что новое поколение будет прибавлять семимильными шагами. Сычев вышел на какой-то уровень и остановился, от возвращения Кержакова все мы ждали гораздо большего, о Дзюбе с Прудниковым говорят не первый год, но они так и не стали в «Спартаке» твердыми игроками «основы».
— Как по-вашему, почему так происходит?
— Много разных обстоятельств. Большое значение имеют характер форварда, его желание и настрой. Из собственной практики знаю, что настоящими нападающими становились те, кто, выходя на поле, как будто отключались от внешнего мира, не отвлекались ни на что — только игра все 90 минут. Естественно, тренер должен помогать расти и совершенствоваться. А у нас не успевает закончиться сезон, как тренеры тут же начинают говорить: нужно укрепить две позиции, или четыре, или шесть. Тем самым они принижают достоинства собственных игроков, расписываются в том, что на них не рассчитывают.
— И все же Павлюченко заметили и пригласили в английскую премьер-лигу…
— Думаю, здесь больше сказалось благоприятное стечение обстоятельств, чем тенденция или реальный показатель качества нашего чемпионата и игроков. Роман, безусловно, талантливый форвард, дай бог, чтобы у него получилось в Англии. И все же говорить, что мы встали в один ряд с чемпионатами Италии, Англии, Испании, вряд ли уместно. Многие утверждают, что уровень нашего первенства растет. Но какова планка? К какой именно высоте надо стремиться? Да, мы успешно выступили на Евро, но не будем забывать: попали-то в финальный турнир во многом случайно. Я лично с тревогой жду окончания следующего отборочного цикла. Если не пробьемся на чемпионат мира, снова потеряем годы. Хиддинк тогда наверняка уедет, и исчезнет все, что с ним было связано, — пятизвездочные отели для сборной, внимание, которым она была окружена. Думаю, если бы у руля команды остался Юрий Семин, ему не шли бы навстречу так, как голландцу. Это проявление чисто нашего менталитета — преклонение перед всем иностранным.
Болельщик все видит и понимает
— Считаете, что зарубежным специалистам в России легче?
— В какой-то степени — да. Они говорят, что им необходимо для достижения результата, — все это выполняется. Остальное их не волнует. Посмотрите, как мучается Аршавин. При всем моем уважении к Дику Адвокату, голландец играет во всем этом не последнюю скрипку. Мне особенно не понравился жест тренера, когда тот поставил Аршавина против «Реала». Если ты знаешь, что у игрока высокая температура, зачем отправляешь на поле, пусть даже на один тайм? Тем более когда «Зениту» нужно было показать себя именно командой, доказать, что два еврокубка не были случайностью. Наверняка специалисты наблюдали за матчем и увидели совершенно не того Аршавина, который выступал на чемпионате Европы. Сейчас как-то стали забывать, но в свое время Адвокат так же отнесся и к Кержакову — посадил на скамейку, не давал играть. А ведь и Аршавин, и Кержаков — наши ребята. Лидеры, на которых мы надеялись и продолжаем надеяться.
— Вы уже отметили невысокий уровень нашего чемпионата. Но ведь его определяют игроки, в частности форварды…
— Пока не будут появляться собственные звезды, мы будем топтаться на месте. Легионеры приезжают и уезжают, а нам нужно иметь не только сильные клубы, но и сильную сборную. Чем был хорош чемпионат СССР: в нем боролись представители разных футбольных стилей и школ, но все работали на главную команду страны. Конкуренция была острейшая. Тренеры могли выбирать. Потому и успехи к нам приходили. Чтобы снова прийти к такому положению вещей, детско-юношеские школы и интернаты должны работать гораздо эффективнее. Для такой огромной страны, как наша, подготовить в год 4–5 игроков любых амплуа — вполне реально. Пока массового притока кадров не наблюдается. И, надо сказать, не только из-за засилья иностранцев. Нет качественного сдвига в зрелищности, нет и роста посещаемости. Вспомните, в этом году бывали матчи, когда за 90 минут команды ни одного голевого момента не создавали. А мы говорим о высоком уровне. Уровень будет тогда, когда в каждой встрече — борьба и содержание. У нас же год от года после первого круга уже известно, кто вылетит, а середняки начинают валять дурака. Отсюда и «странные матчи». За руку никого не поймали, но ведь болельщика не обманешь, он все видит и понимает.