В дни, когда питерские волейбольные болельщики следят, как «Автомобилист» сражается за сохранение прописки в Суперлиге, как-то и не верится, что в начале 1990-х питерский клуб играл не за право избежать команды «На выход!», а совсем в другой серии. Будучи школьником, в «Юбилейном» я наблюдал за схваткой за золото команды Зиновия Черного с великим ЦСКА. А собеседник «Спорта» вместе с партнерами укладывал на лопатки грозный армейский клуб. С тех пор Руслан Жбанков поиграл в Турции и Франции, закончил игровую и начал тренерскую карьеру в Финляндии, где живет с семьей уже много лет. Но связь с родным клубом не теряет, пусть и косвенно — Оянсиву Олли-Пекка, пополнивший зимой состав «Авто», несколько лет назад играл под руководством Жбанкова в финском «Сампо».
Финские игроки привлекательны ценой
— За делами «Автомобилиста» внимательно слежу, — начал разговор чемпион России 1992 и 1993 годов. — Тем более в Питер зимой приехал бывший игрок моей команды — финн Оянсиву Олли-Пекка.
— Почему «Автомобилист» решил пригласить именно его?
— Могу только предполагать. Наверняка он привлек своей ценой — финские волейболисты стоят недорого. Но и как игрок, считаю, он вполне достойный, хорошо понимает волейбол. По крайней мере у меня в команде он выглядел очень прилично.
— Но почему он сделал выбор в пользу России, а не более привычной Европы?
— После отъезда из Финляндии он поиграл во Франции и Турции, где, насколько знаю, в клубе возникли финансовые проблемы. И когда я его последний раз видел — это было прошлой осенью, — прямо спросил: «Почему Россия?» Он сказал, что российская лига всем известна как одна из сильнейших в Европе, в том числе и по уровню зарплат.
— Он разве не был осведомлен о финансовых проблемах «Автомобилиста»?
— Думаю, он об этом знал. Но наверняка его главным мотивом было желание засветиться в России, показать себя с лучшей стороны. Чтобы потом была возможность трудоустроиться еще лучше.
— А вообще насколько финские волейболисты востребованы в ведущих лигах Европы?
— Вся сборная Финляндии там выступает. Несколько человек играют в Польше, пара человек — в Италии и Франции.
Как «Автомобилисту» помогали удерживать игроков
— Вернемся к делам «Автомобилиста». Итоги первого тура плей-аута оказались именно такими, как вы и ожидали?
— Только наполовину. В том, что не будет проблем у «Белогорья» и «Факела», я был уверен изначально. Но так же я думал и про «Кузбасс» с «Ярославичем», а они осели внизу таблицы. И конечно, приятной неожиданностью стала победа «Автомобилиста» над «Кузбассом» в первом же туре. Перед началом турнира мне казалось, что борьба за выживание развернется между «Губернией», «Локомотивом» и «Автомобилистом». Но пока все для него выглядит гораздо оптимистичней.
— У турнира за выживание есть специфика?
— Конечно! За неделю команды играют по шесть игр, что очень тяжело. И успех в таком соревновании зависит не только от силы состава, но и от длины скамейки. А тренер должен очень хорошо чувствовать команду — для проведения ротации.
— Известно, что из-за финансовых проблем участие «Автомобилиста» в розыгрыше Суперлиги было под вопросом, по этой же причине ежегодно команду покидают игроки. Когда вы сами выступали за клуб, такие проблемы возникали?
— По крайней мере зарплату нам выплачивали всегда вовремя. Тогда каждый игрок получал деньги не только в клубе, но и доплату от спонсоров, которые помогали удерживать волейболистов.
— Какой была зарплата в «Автомобилисте» середины 1990-х?
— Ой, даже не вспомню. Ведь тогда были абсолютно другие цены, поэтому даже примерно не назову. Скажу только, что речь шла о небольших деньгах, по сегодняшним меркам они и вовсе смешные. Возможно, в районе 200–250 долларов. Думаю, если я и ошибаюсь, то ненамного.
Продажа воспитанников — похвала для тренера
— Как тренеру хватает терпения и мотивации, если приходится работать под бременем постоянных финансовых проблем, а подготовленные игроки ежегодно уходят в другие клубы?
— Когда состав команды обновляется хотя бы на 30 процентов, это уже очень тяжело. Ты готовишь игроков, вкладываешь в них душу, а после сезона у тебя на треть новая команда. У меня бывало такое в карьере, но я относился к этому спокойно. Потому что понимал, из-за чего ребята уходят и куда. И мне скорее было приятно, если они поднимались на более высокий уровень. Если говорить о проблемах «Автомобилиста», понимаю, что приходилось очень сложно, когда перед дебютом в Суперлиге случился большой отток игроков. Но, во-первых, это не вина тренера. И сомневаюсь, что у наставника из-за этого снижается мотивация. Бесполезной работы не бывает. Ведь люди-то вокруг не слепые и видят, что, если игроки уходят не куда-нибудь, а в более сильные клубы, это плюс тренеру.
— Вернемся к турниру за выживание. Учитывая, что «Белогорье» и тот же «Факел» наверняка за несколько туров до конца второго тура обеспечат себе спокойную жизнь, стоит ожидать, что в матчах с ними будет проще набрать очки?
— Это зависит от тренера того же Белгорода. Если они начнут ставить молодых игроков, такое возможно. В противном случае сильно сомневаюсь, что даже немотивированное «Белогорье» окажется по зубам соперникам. Есть еще и спортивное честолюбие — вряд ли заслуженным мастерам спорта, победителям Кубка мира (Тетюхину, Хтею, Хамутских, Мусэрскому) захочется проигрывать молодым мальчишкам.
— У «Автомобилиста» сейчас нет права на ошибку?
— Думаю, во втором туре плей-аута хватит двух побед, чтобы оформить сохранение прописки. Особенно если получится выиграть у ближайших преследователей — «Ярославича» и «Изумруда». «Автомобилисту» это по силам.