Экс наставница женской сборной по керлингу два десятилетия руководила национальной командой. Специально для «Спорта» она прокомментировала победу своего бывшего коллектива на чемпионате Европы и, не скрывая эмоций, рассказала о сложных взаимоотношениях с федерацией. Однако начала Андрианова с поздравлений.
За границей возмущены
— Очень рада за девочек, но встречать их не поехала.
— Почему?
— Эмоционально тяжело. Это ведь моя команда.
— А почему не поехали с ними на чемпионат Европы?
— Я попросила федерацию командировать меня с ними — все-таки мы столько лет проработали, но они принципиально отказались это делать. Причины мне ясны — меня не хотят видеть в российском керлинге. И ситуацию с моим уходом не понимают нигде: мне постоянно звонят и пишут из-за границы, там просто возмущены сложившейся обстановкой.
— Давайте прежде всего поговорим о победе. В чем секрет успеха Томаса Липса?
— Вообще это не успех Томаса Липса, потому что 16 лет команду готовила я. В позапрошлом году девочки были четвертые, в прошлом — третьи. В этом они стали первыми, что вполне закономерно. Очевидно, что команда не может сразу выиграть серьезный турнир. Липс не создал команду, а лишь ничего не испортил. Кстати, сегодня я с ним разговаривала (беседа состоялась накануне. — «Спорт»), он в Москве. Так вот, Томас сказал мне спасибо за то, что я подготовила девочек. Я же в ответ поблагодарила его за то, что он не стал ничего менять в команде, как это сделали новые тренеры в других сборных. Например, в молодежной. Не знаю, что с ней будет. Новую команду в керлинге, да и вообще в любом виде спорта, за полгода не сделать. Успеха можно добиться, только если состав работает вместе 14–15 лет, а средний возраст выше 25 лет. Сейчас в сборной как раз такая ситуация — те девочки, которые занимались в моей школе, уже перешагнули этот барьер. Да, Липс молодец. Умный, грамотный мужчина. Но я не думаю, что под моим руководством сборная не выиграла бы. Может, не в этом году, а в следующем.
— Получается, работа плодотворная...
— Не то слово! Меня все ругали за то, что я поменяла Аню Сидорову, поставила ее на место Оли Жарковой скипом. Я начала ее подтягивать пять лет назад! Она повзрослела и сейчас раскрылась.
— Роль тренеров можно считать определяющей?
— В данном случае нет. Они не сделали ничего ни для мужской, ни для женской сборных. В женской, спасибо Томасу, все осталось по-прежнему, и это принесло результат.
Некоторые уже просят прощения
— Что думаете о перспективах женщин на чемпионате мира и Олимпиаде?
— Что касается чемпионата мира, то, думаю, есть все шансы побороться за медали. А вот медальные перспективы на домашней Олимпиаде мне видятся однозначными — вопрос только в том, о каких медалях идет речь. Но тут два важных момента. Во-первых, сейчас команда выступала еще на том, что закладывала я. И непонятно, как поступит Липс в дальнейшем, что он будет менять. Но мне кажется, что с этим проблем не возникнет. Второй момент — федерация. С ней все сложнее.
— Почему же?
— Последние годы меня просто выживали из сборной. В федерации сейчас все решает ее глава, а тренерский совет и исполком по новому уставу не могут принимать важные решения. Сегодня утром по радио на тему победы сборной выступал один известный человек. Так вот он позволил себе сказать о том, что победа — следствие того, что в сборной больше нет семейности. Чистой воды заказ! Он еще на Олимпиаде в Турине, когда комментировал наши выступления, нелестно высказывался в мой адрес. А потом, представьте себе, извинялся. Я не спорю, действительно приглашала близких мне людей, детей моих знакомых заниматься развитием керлинга, и во многом благодаря мне этот вид спорта вообще существует в России. Потому что интереса к нему изначально вообще не было. А теперь это воспринимается негативно. Но ведь есть и другие династии, в других видах спорта. И никто не упрекает, если есть результат. Так поступают только непорядочные люди. Для примера — те, кто занимаются в моей школе, составляют до 90 процентов сборных. А на сайте федерации указаны все школы, кроме моей.
— Липс сказал, что Кира Езех сыграла очень важную роль в победе сборной, поскольку после игр оставалась и тестировала камни. Это действительно настолько важно?
— Липс абсолютно правильно говорит. Каждый камень ведет себя по-разному, и нужно понимать, как с ним работать. Это довольно сложный процесс, цена ошибки очень высока. И когда в команде есть такой человек, как Кира, беспокойства на этот счет намного меньше. Она очень ответственная девушка.
— Шесть лет назад ваша команда безоговорочно выиграла у итальянок в финале, сейчас — только в дополнительное время 6:5 с шотландцами. Какая победа важнее? И какую сборную считаете сильнее?
— Важны обе победы. И сборные обе по-своему хороши. После первой победы я постепенно стала проводить в команде изменения. Понимаете, женский коллектив — довольно непростой организм, и вписаться в него не так-то просто.