Ицхак Шум был первым израильским тренером, востребованным за рубежом – в Греции он работал с «Панатинаикосом», в Болгарии – с «Литексом» и, наконец, в России – с «Аланией».
– Когда вы уезжали во Владикавказ, то вся израильская пресса дружно сообщила, что регион этот вам знаком с рождения. Дескать, появились вы на свет на Северном Кавказе, в Нальчике. В России вы утверждали, что родились в Киеве. Но все русскоязычные израильтяне уверены, что вы – из города Черновцы. Ваш русский язык не оставляет сомнений, что вы приехали в Израиль из СССР…
– Все очень просто. Я родился в Черновцах, но в девятимесячном возрасте перебрался в Киев. Мой отец был военным. Из Киева семья переехала в Нальчик, где я и проживал до 10 лет, после чего мы перебрались в Израиль.
– А во Владикавказ вы попали по протекции?
– По рекомендации! Я русский помню и разницу понимаю. Меня рекомендовал руководителям «Алании» выдающийся русский тренер Валерий Газзаев.
– Его рекомендация в Северной Осетии дорогого стоит. А с ним вы как познакомились?
– Он уже несколько лет проводит в январе сборы своей команды в Израиле. Здесь и познакомились. Он – подлинный специалист, современный, европейского склада.
– Это что означает?
– Означает большую профессиональную эрудицию. У него не голова – компьютер, в котором вся информация о мировом футболе. Я часто бывал на его тренировках, он приезжал на мои, несколько спаррингов сыграли наши команды, так и подружились.
– Отправить тренера, имевшего предложения от европейских команд, работать в неспокойный регион, со стоящим на вылет клубом, это – дружеская услуга?
– Регион, я и тогда знал, неспокойный. Только не израильтянина этим пугать. Люди, что живут в этом регионе, – даже не хорошие, этого недостаточно, вот когда мне русского не хватит… Замечательные люди! Я в разных странах работал, но столько тепла и доброты нигде не получал. Так что да, меня Валерий рекомендовал по дружбе.
– И как вам российский чемпионат?
– Уже ради него одного стоило ехать! Я почти не могу читать по-русски, прибавил в этом немного там, во Владикавказе, но… не могу. Стыдно, но мне читали вслух. Пресса русская (а ее очень много) все время чем-то недовольна, но ведь чемпионат интереснейший! Команды есть сильные, и их много, борьба, зрелище, а журналисты все ругают – загадка. Между прочим, «Алания», это печально для меня, все же не удержалась в премьер-лиге, но местная пресса не такая злая, что ли, как московская. И люди на стадионе пели для меня еврейские песни, даже когда мы проигрывали. Это так трогательно.
– А почему «Алании» не удалось спастись?
– Много было потеряно в первом круге. И мне не удалось справиться с игровой дисциплиной некоторых рекомендованных мне футболистов. Это – моя вина. Знаете, что хромает в российском футболе?
– Хотелось бы услышать ваше мнение.
– Думаю, менеджмент. Организация профессионального футбольного клуба – сложная наука, в России ею быстро овладевают, но не все сразу.
– Вам российские футболисты запомнились?
– Конечно. Игроков ЦСКА я и раньше всех знал. Многих запомнил, очень многих. При таком уровне своих футболистов в России чересчур много легионеров. Ведь многие приезжие не сильнее россиян. Это тоже для меня загадка, и это – проблема для сборной.
– А она угодила с Израилем в одну группу…
– О, не только с Израилем, группа не из простых.
– И что делать?
– Выходить, бороться и выигрывать! И нам, и России. Иначе незачем играть.
– А это реально?
– Почему нет?
– Манера отвечать вопросом на вопрос сугубо еврейская, ответьте, пожалуйста, точнее – как вы расцениваете шансы сборных России и Израиля в отборочном турнире?
– Обе команды, за которые я буду болеть, не отнесешь к фаворитам. Но они могут преподнести сюрприз. Хотя россияне объективно посильнее. У Гуса Хиддинка выбор пошире.
– А с российским клубом еще раз не хотите попытать счастья?
– Пригласят – поеду не задумываясь! В России, еще раз скажу, очень интересный чемпионат. Клубы гораздо богаче израильских, это обеспечивает иные возможности. Было время, когда из России ехали к нам. Теперь израильтяне с удовольствием сыграли бы в России.
– Футболисты из бывшего СССР принесли пользу израильскому футболу?
– Если бы речь шла об одном только Саше Уварове – уже огромная польза. Но были еще выдающиеся мастера – Баль, Чанов, Жутаутас… Они дали нам колоссальный толчок.
– Вы дома говорите только о футболе? Ваш сын Идан – профессиональный футболист, зять – Амир Шелах – выступал за сборную Израиля.
– Футбол всегда выходит на первый план. Жена и дочь привыкли уже.
Тель-Авив