Прошлая неделя в европейском футбольном сообществе ознаменовалась не только выступлениями национальных сборных в квалификации к Евро-2012, но и событием, происходившим в Лондоне в подтрибунных помещениях стадиона «Челси» «Стэмфорд Бридж».
Идея, принадлежащая Джимми Уоролу — выпускнику известной ливерпульской магистерской программы в футбольном бизнесе, — создать ежегодную выставку-конференцию, которая будет предназначаться исключительно для лидеров мирового футбольного бомонда, реализовалась на практике два года назад. Тогда под покровительством Сэра Дэвида Ричардса, президента английской премьер-лиги, и состоялись первые «Лидеры в футболе». Более 1000 высокопоставленных менеджеров и тренеров со всего мира проделали путь в западную часть Лондона, чтобы поделиться между собой новшествами в футбольном бизнесе, обсудить тенденции развития футбольных клубов, но в основном акцент был сделан на финансовой стабильности и независимости клубов, лиг и федераций футбола.
Центральным событием двухдневного форума, проходившего с 6 по 7 октября, стало представление заявок стран, претендующих проводить чемпионаты мира по футболу 2018 и 2022 годов. На выставочной площадке «Стэмфорд Бридж» присутствовали стенды Катара, Японии, Кореи и России. У каждого стенда были заготовлены подарки делегатам форума с фирменной символикой страны-участницы. Японцы дарили гостям настоящее японское кимоно с веером, корейцы ограничились бейсболкой и рубашкой-поло, представители Катара презентовали блокнот и сумку. Российская делегация оказалась щедра на синего цвета шапку и варежки. Вдобавок к вышеперечисленному россияне предлагали собравшимся посидеть за комфортабельными столиками, попить чай, кофе и насладиться бесплатным Интернетом, что привлекало довольно много представителей футбольной элиты.
День первый. Российский романтизм
Стартовые заседания предполагали две серии параллельных вопросов для глав заявок. Первыми к собравшимся вышли представители Японии, Кореи, Катара и США. Напомним, что ФИФА негласно дала понять, что мундиаль 2018 года отправится в европейскую страну, а 2022 года — за пределы Старого Света. Таким образом, в 11.30 утра по Гринвичу перед футбольной общественностью предстали претенденты на право называть себя страной, которая примет главный футбольный турнир четырехлетия в 2022 году. Полуторачасовое заседание четырех глав организационных комитетов своих стран закончилось, по мнению собравшихся, очевидной победой США. Соединенные Штаты в лице президента федерации футбола своей страны Сунила Гулати доступным языком убедили зал в том, что Америка обладает достаточной инфраструктурой и знаниями, как проводить большие соревнования, а также заверили, что чемпионат мира в этой стране будет по-настоящему глобальным и экономически оправданным мероприятием. Несмотря на это, хорошие шансы на победу сохраняют Япония и Катар. Представители Страны восходящего солнца хотят сделать чемпионат мира — 2022 особенным благодаря технологическим инновациям и, в частности, предложили разместить 400 фан-площадок по всему миру во время проведения турнира в самой Японии. Представители Катара говорили о многомиллиардных инвестициях, которые ожидают футбол в случае победы этой страны. Явным аутсайдером смотрелась Корея, которая не смогла представить на суд футбольных экспертов веских причин, по которым чемпионат мира должен проводиться именно в этой стране.
Но самые жаркие дискуссии развернулись именно после выхода на сцену представителей Англии, России, Голландии и Бельгии, Испании и Португалии. В комментариях присутствовавших в зале людей чувствовались ноты неуверенности и сомнения. С одной стороны, Энди Ансон очень детально рассказал, как будет проводиться чемпионат мира в Англии, что конкретно будет сделано для приезжих и местных болельщиков, какие новые объекты будут построены. Чувствовалось, что у англичан есть четкий план действий начиная со 2 декабря (день, когда ФИФА назовет победителя). В то же самое время Бельгия и Голландия в лице Гарри Бина пытались покорить делегатов тем, что эти страны уже имеют недавний положительный опыт по проведению крупного спортивного соревнования (Евро-2000), которое стало примером для многих после его завершения. Географическая компактность двух государств делает именно Голландию и Бельгию привлекательными для туристов с точки зрения перемещения между городами.
Акцент иберийской заявки сводился к тому, что футбол является страстью большинства жителей Португалии и Испании. Несмотря на довольно хорошие показатели по посещаемости матчей в этих странах, чемпионат мира даст новый толчок развитию местного чемпионата, как это было после 2006 года в Германии. Именно Германия сейчас является лидером среди европейских государств по средней посещаемости матчей чемпионата страны. Наконец, российская заявка, которая была представлена генеральным директором заявочного комитета России 2018–2022 Алексеем Сорокиным, дала много пищи для размышлений участникам лондонского форума. Алексей Леонидович заверил слушателей, что, по подсчетам вверенной ему команды, чемпионат мира принесет 6 миллиардов долларов инвестиций в инфраструктуру городов России, не позабыв напомнить, что главным гарантом должного финансирования является премьер-министр Российской Федерации Владимир Путин. Именно его появления Сорокин ожидает на конгрессе ФИФА 2 декабря. Вспоминая о примере ЮАР, Алексей Леонидович сказал:
— Чемпионат станет прекрасной возможностью для всего мира увидеть новую, демократическую Россию, которая выстраивалась со времен развала Советского Союза. Приезжие болельщики убедятся в гостеприимстве наших граждан и воочию смогут полюбоваться памятниками архитектуры в более чем 8 городах России. Более того, чемпионат мира в России оставит большое наследие ФИФА.
Речь Сорокина подкупила собравшихся неким романтизмом, который на деле может перейти в достаточно практичный проект. Несмотря на это, представитель УЕФА Мартин Кален (глава Евро-2012) и глава организационного комитета ЮАР — 2010 Дэнни Джордан предупредили вашего покорного слугу, что ни УЕФА, ни ФИФА при выборе страны для проведения следующего крупного соревнования не руководствуются принципом: что принесет этот турнир для самой страны — организатора события.
Кульминацией первого дня стал приезд в выставочный зал «Стэмфорд Бридж» владельца «Челси» Романа Абрамовича. Он обошел большинство стендов «Лидеров в футболе», после чего побеседовал с бывшим футболистом «аристократов» Алексеем Смертиным, уже упомянутым Алексеем Сорокиным, президентом Российской профессиональной лиги Николаем Толстых. Согласно официальному сайту российской заявки, Сорокин заручился поддержкой Романа Аркадьевича перед конгрессом ФИФА. Венчал мероприятие небольшой фуршет, спонсированный российским заявочным комитетом.
День второй. Венгер приехал!
7 октября коммерческих директоров сменили директора спортивные, а на замену руководителям клубов пришли главные тренеры, аналитики и скауты. Среди «высокоузнаваемых» гостей выделялись Хосеп Гвардиола, Арсен Венгер, Джанлука Виалли, Марсель Десайи, Дани Мерфи, Гарри Невилл.
Одновременно с «Лидерами в футболе» на «Стэмфорд Бридж» собралось заседание европейских лиг, которые на своей очередной встрече выбрали руководящий состав организации. Президент Российской футбольной премьер-лиги Сергей Прядкин, специально прибывший в Лондон, также вошел в состав совета директоров ассоциации. Лиги установили четыре основных вектора развития ценностей европейских лиг: финансовая стабильность и прозрачность; развитие профессионального футбола; развитие детского спорта и защита подготовительных заведений; реформа агентской деятельности.
Несмотря на независимость данного органа, представитель УЕФА, а именно глава исполкома УЕФА Алекс Филипс, также прибыл на эту встречу. Господин Филипс оказался хорошо осведомлен о том, что происходит в российской премьер-лиге, и о возможной реформе календаря (которая почти завершена). Филипс и президент РФПЛ Николай Толстых долго обсуждали данный вопрос в приватной беседе.
Если центральным событием первого дня стал приезд Абрамовича, то второй день стал бенефисом Арсена Венгера, который с самого утра держал в ожидании всех делегатов «Лидеров в футболе». Многие не могли поверить, что Венгер все-таки приедет, так как французский специалист не является большим поклонником публичных встреч, тем более в рабочий для него день. Как сообщил «Спорту» Джимми Уорол, приезд Венгера стал возможным благодаря компании PROZONE, которая находится в прекрасных отношениях со многими тренерами английской премьер-лиги и в особенности с рулевым «Арсенала». В итоге дискуссия Венгера и Билли Бина, генерального менеджера американской бейсбольной команды «Окланд Атлетикс», собрала рекордную аудиторию в конференц-зале. На протяжении 90 минут под модераторством спортивного директора «Сент-Этьена» Дэмьена Коммоли Арсен и Билли рассуждали на тему рекрутинга и развития молодых игроков. Было видно, что люди, сидящие перед корреспондентом «Спорта», не фальшивят, получают удовольствие от каждой минуты работы с игроками, что они являются одними из лучших режиссеров театра под названием «Спорт». К сожалению, по просьбе руководства «Лидеров в Футболе» мы не имеем права перепечатывать слова мэтров. Но стоит отметить одное интересное мнение Венгера: футболист развивается лишь до 21 года, после этого момента научить футболиста чему-либо довольно сложно. И если футболист старше 21 года, то Арсену достаточно и 20 минут, чтобы понять, подойдет этот футболист его команде или нет.
Завершились «Лидеры» дискуссией о футболе непосредственных его представителей — главного тренера клуба «Брайтон», в прошлом игрока «Челси» и «Тоттенхэма» Густаво Пойета, капитанов «Фулхэма» и «Эвертона» Дэнни Мерфи и Гарри Невилла соответственно. Они поведали, например, что судьи в английской премьер-лиге стали намного образованнее, чем это было 10 лет назад.
— Между капитаном и судьей всегда идет диалог на футбольном поле. Хорошие судьи всегда признают свою ошибку, если ее допустили, и извинятся в следующий раз, когда увидят тебя, — сказал Невилл.
— При этом я за то, чтобы ввели лишь видеоповторы при определении, был гол или не было. Если мы компьютеризируем все составляющие игры, то нашим болельщикам нечего будет обсуждать после матча, — дополняет Мерфи.
Также Пойет и «два капитана» единогласно высказались за то, чтобы в январе игроки получали небольшой отдых. По их мнению, футболисты национальных сборных в год имеют лишь 2–3 недели отпуска, что является неприемлемым при том интенсивном графике, по которому играют английские клубы.
Лондон