Самый популярный турнир Большого шлема традиционно — Уимблдон. Там англичане насаждали традиции — белые и только белые костюмы, длинные юбки у девушек, как на балу, Ее Величество и члены королевской семьи в ложе на матчах Уимблдона…
Вот только эта традиция и осталась. Битву с деньгами, причем очень большими, английские хранители не выдержали. Когда теннисный флибустьер Андре Агасси вышел на корт Уимблдона в носках разного цвета, это был шок для организаторов, но… рекламодатели платили своему любимцу слишком много.
Выяснилось, что одна известная компания предложила Агасси 90 миллионов долларов за то, что он будет выступать на Уимблдоне в эксклюзивно для него пошитом костюме с разноцветными носками. Андре прилетал ежегодно в Англию с новыми подружками, но непременно звездами либо Голливуда, либо модельного бизнеса первой величины.
Телевизионщики со всего мира просто рвались раскошелиться, а уж когда Агасси появился с легендарной Брук Шилдз, легендой кинематографа, да еще и постарше теннисиста.
Кто в этой ситуации посмеет оспорить мини-юбочки Мартины Хингис и Марии Шараповой, декольте Винус Уильямс, призванное не скрывать, а демонстрировать?! В общем, чопорные англичане отступили.
Да им теперь уж не привыкать.
Российские звезды на первых ролях
В нашей стране теннис любили всегда, хотя долгое время пресса и телевидение уделяли ему явно недостаточно внимания. Видимо, этот спорта чем-то напоминал некоторым особо ретивым представителям власти джаз, который почему-то именовали «музыкой толстых», то есть, буржуев и на всякий случай запрещали.
А теннис называли аристократическим видом спорта. Джаз — детище афроамериканцев, в то время попавших под режим апартеида, а потому к буржуазии никакого отношения не имевших. Теннис, как любой спорт высших достижений, замешан на тяжелейшем труде, море пота, а подчас и крови — травмы. Не самое аристократическое занятие.
Советские телезрители подключились к большому теннису в самом начале 70-х. За что низкий поклон Анне Дмитриевой, Ольге Морозовой и Александру Метревели. Их прорыв и значимые победы замалчивать не имело никакого смысла. Советский Союз и в теннисе выходил на первые роли.
Невероятно, но в таком медленном темпе играли сильнейшие теннисистки мира 50 лет назад:
На Уимблдоне наши звезды выступали особенно успешно. В отличие, скажем, от испанцев, по сей день презрительно утверждающих, что трава - для коров. Уимблдон же, напомним, неофициальный чемпионат мира по теннису на траве.
В этом году этот турнир стартует 27 июня. Но призывы к его бойкоту слышны очень громко. А как иначе, если среди отказавшихся играть, к примеру, недавняя первая ракетка мира Наоми Осака. Японка не намерена выступать на турнире, в котором нет рейтинговых очков. А это уже, напомним, реакция Международной ассоциации теннисистов-профессионалов.
Ведь она допустила спортсменов из России и Белоруссии к турнирам, проводящимся под ее эгидой. Англичане при этом отказали им в праве во въезде в страну, а значит, те не могут выступить на Уимблдоне, что возмутило очень большое число их коллег.
Наших поддерживают. Суперзвезды вроде Новака Джоковича не ведут себя, как норвежский лыжник Йоханнес Клебо, без колебаний заявивший, что ему не нужен на трассах Александр Большунов.
Видимо, потому, что Саша в последнее время регулярно обыгрывает горе-викинга. А вот Джоковичу нужны полновесные победы. Над Рафаэлем Надалем, Даниилом Медведевым… Джокер — Спортсмен.
Самый страшный бойкот Уимблдон пережил в 1973-м. Уже тогда теннисисты проявили готовность постоять друг за друга. 81 (!) спортсмен бойкотировал турнир в связи с дисквалификацией югослава Ники Пилича, которого сегодня многие знают исключительно как тренера Джоковича, но он и сам играл прекрасно. Доходил до полуфиналов на турнирах Большого шлема.
История вкратце такова. Пилича пригласили в сборную Югославии, которая должна была весной 1973 года выступить в Кубке Дэвиса. За несколько месяцев до этого Ники подписал контракт с организаторами престижного турнира в Монреале с привлекательным призовым фондом. Таким образом, участвовать в матчах Кубка Дэвиса он не мог, но за отказ был дисквалифицирован.
Любопытно, что теннисисты сами, по собственной инициативе создали свою Ассоциацию (АТП) лишь в 1972-м году. И вот вскоре такое испытание на прочность и корпоративную солидарность!
Выдержали с честью - 80 игроков вместе с Пиличем покинули Уимблдон до его старта. Никакие уговоры организаторов не помогли. Теннисистам необходимо было учиться отстаивать свои права.
Они ведь и по сей день сами оплачивают свои перелеты, отели, команды помощников, а тогда были совсем иные призовые, отнюдь не столь аристократические, как кому-то казалось.
Юниоры, квалифаи и звезды
Уимблдон, тем не менее, провели, хотя эффект от бойкота был оглушительный. Из 16-ти сеяных осталось лишь четверо, зато было добавлено в основную сетку 32 (!) «квалифая». Среди них и будущие суперзвезды тенниса, в перспективе — первые ракетки мира, на которых тогда никто не обратил внимание: 17-летний Бьорн Борг и 20-летний Джимми Коннорс.
А вот среди сеяных — один из сильнейших игроков того времени румын Илие Настасе. Он, в итоге, стал первой ракеткой посева, но… проиграл в четвертом круге. Много лет спустя он рассказывал, что хотел уехать с Уимблдона со всеми остальными бойкотирующими, но Настасе числился капитаном румынской армии и ему недвусмысленно объяснили, какие последствия ждут его на родине в случае отказа играть. Илие уступил квалифаю так, что многие и по сей день уверены: то был умышленный слив, а до четвертого круга Настасе добрался, чтоб не вызывать у румынских властей слишком сильных подозрений.
Александр Метревели был посеян 16-м, но после отъезда бойкотирующих, получил 4-й номер. Советский теннисист добрался до финала, где и уступил чеху Яну Кодешу, причем на тай-брейке.
Кто же в спорте аристократ?
Теперь о призовых. Времена были, как нынче кажется, смешные. Или грустные, потому что Кодеш за победу получил 5000 фунтов, а Метревели всего 3000.
Наверное, поэтому замечательный теннисист, как и Анна Дмитриева, нынче работает комментатором, разбирая именно теннис, а его знаменитый однофамилец, футболист Слава Метревели, ушедший увы, уже из жизни, еще в 1989-м, открыл ресторан на Военно-грузинской дороге возле Тбилиси, пользовавшийся бешеной популярностью.
Так кто в спортивном мире аристократы?
Новая угроза. И по делу
Как бы то ни было, бойкот Уимблдона в 1973-м, по мнению специалистов, круто изменил мир тенниса. Хозяевами в нем, подлинными хозяевами, стали игроки-профессионалы. Что и позволило им диктовать моду, игнорируя традиции, а ведь большой теннис давно уже стал подиумом.
Мужеподобные футболки Мартины Навратиловой ушли в прошлое. В теннисках теперь и мужчины не играют, лишь пай-мальчик Роджер Федерер сохранял им верность. Его главный конкурент Рафаэль Надаль ввел моду на майки, обнажающие мощный загорелый торс, убийственные для прекрасной половины человечества бицепсы да еще и пиратскую бандану на роскошную шевелюру нацепил.
Теннисистки вообще ушли от спортивного дресс-кода, многие завели личных модельеров. Серена Уильямс любит контрастную цветовую гамму. Она появлялась на корте в белой мини-юбочке и столь же белых трусиках, на которых сзади было написано Williams. Вероятно, чтобы никто не перепутал.
Свобода! Но не путать с бардаком - если Ассоциация теннисистов профессионалов допускает наших спортсменов до участия в турнирах, значит, организаторы одного, даже очень популярного соревнования, не имеют права на подобное своенравие.
Слово вновь за спортсменами. Как в далеком 1973-м.